Материалы для наземного транспорта. Свойства, особенности, возможности применения

Страницы работы

Содержание работы

Материалы для наземного транспорта

Мировая автомобильная промышленность, выпускающая ежегодно более 40 млн. ЛеГКОВЫХ и грузовых автомобилей, потребляет огромное количество материалов.

На производство автомобилей сейчас расходуется значительно больше алюминия, пластмасс и высокопрочных сортов стали, чем несколько лет назад, в то же время в этой отрасли снизилось потребление

ОбЫЧНЫХ сортов стали и чугуна

У. ДЕЙЛ КОМПТОН, НОРМАН А. ГЬОСпЙН


ДНОМ из основных черт современной жизни является быстрое перемещение людей и грузов из одних мест в другие. Благодаря средствам наземного транспорта человек получил возможнос гь ездить в другие города, ЖИТЬ вдалеке от места работы и совершать ра зличные поездки, например даже для того, чтобы пообедать, что-то купить или просто отдохнуть. Хотя часть перевозок осуществляется автобусами, метрополитеном и железнодорожными поездами, ббльший объем все же приходится на наиболее «индивидуализированное» средство передвижения — автомобиль. В США в пересчете на одну семью приходится в среднем 1,5 легкового и грузового автомобиля. В стране зарегистрировано более 164 млн. транспортных средств, а их общий годовой пробег приближается к 2 триллионам миль. Стоимость наземных перевозок людей и грузов составляет более 1/6 части валового национального продукта.

Другие страны ненамного отстали от США. В мире в среднем один автомобиль приходится на l() человек, т. е. примерно столько же, сколько было в США в 1920 г. С ростом темпов индустриализации в других странах этот показатель, без сомнения,

будет расти. Возрастающий спрос на автомобили будет удовлетворяться промышленностью, которая уже сейчас является, в сущности, интернациональной. Так, из общего числа 42 млн. легковых и грузовых автомобилей, произведенных в мире в 1984 г., более 15 млн. составил экспорт. США и Япония являются крупнейшими производителями автомобилей: из 42 млн. автомобилей, сошедших с конвейеров в 1984 г., около четверти приходилось на долю каждой из этих двух стран.

Такой значительный объем производства требует огромного количества материалов. Ежегодно производство легковых и грузовых автомобилей потребляет примерно 56 млн. т чугуна, стали, алюминия, пластмасс и других материалов. «Удельный вес» каждого из этих материалов определяется многими факторами, причем некоторые из них в последние годы существенно изменились. В настоящее время «средний» автомобиль содержит больше высокопрочных легированных сталей, алюминиевого литья и стеклопластиков, чем 10 лет назад. Эта тенденция не проявляет никаких признаков спада. Напротив, предполагается, что через 10 лет многие автомобили будут изготавливать-

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛАСТМАССОВЫХ БАМПЕРОВ для автомобиля «Форд Торус» на сборочном заводе в Милане (шт. Мичиган) под Детройтом. «Торус» — небольшой автомобиль типа «седан». Бампер формуется из пластмассы, армированной стекловолокном. Пластмассы относятся к группе легких материалов. Другие материалы в этой группе — алюминий и высокопрочные стали — все шире применяются в производстве легковых и грузовых автомобилей. За последние 20 лет доля легких материалов в «среднем» автомобиле резко возросла; соответственно снизилась доля обычных сортов стали и чугуна.

35

ся преимущественно из пластмасс. Двигатели и коробки передач будут, очевидно, содержать значительные количества магния, керамики и новых КоМПозИЦИОННЫХ материалов. Наряду с изменениями в «материалоемкопроизошли соответствующие резкие сдвиги в методах конструирования и технологии производства автомобилей.

Е ФАКТОРЫ, которые привели к перестройке автомобильной промышленности, стали впервые ощутимы в конце 60-х годов. В 50-х годах еще были распространены торговые ограничения между странами и экспорт не имел существенного значения для автомобильных фирм. Ситуация начала меняться с образованием Европейского экономического сообщества, которое сразу же уменьшило торговые ограничения в Западной Европе. Вскоре после этого началось снижение стоимости перевозки готовых автомобилей. К концу 60-х годов Япония создала мощную и ориентированную на экспорт автомобильную промышленность. Затем, в начале 70-х годов, начался первый энергетический кризис, вызвавший рост цен на автомобильное топливо. В результате роста цен и снижения торговых ограничений сложилась ситуация, когда автомобильные фирмы, выпускавшие продукцию по наиболее низким ценам, смогли занять на мировом автомобильном рынке ведущие позиции и извлекать из этого экономические выгоды.

Эти изменения нигде не были столь ощутимы, как в США, где последствия растущих цен на топливо и конкуренции со стороны японских, запад-


НАУКИ-1986/№


Похожие материалы

Информация о работе