Материалы для наземного транспорта. Свойства, особенности, возможности применения, страница 4

В ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США после окончания второй мировой войны различают три периода (выделены цветом). График показывает изменения массы легковых автомобилей, происходившие в каждый период. Черная кривая относится к среднему четырехдверному «Шевроле»; цветная кривая — к усредненному американскому парку легковых автомобилей фирмы Ford. В послевоенный период растущий спрос на дополнительное оборудование автомобилей, такое, как гидроусилители рулевого управления и т. п., привел к увеличению массы автомобиля, но мало сказался на номенклатуре потребляемых материалов. В период с середины 60-х до середины 70-х годов федеральные требования к безопасности автомобилей и уменьшению загрязнения окружающей среды привели к дальнейшему росту массы автомобиля; в этот период начали применяться некоторые новые материалы. В последующий период жесткая конкуренция со стороны иностранных фирм и рост цен на топливо заставили американских производителей снизить массу автомобиля путем уменьшения габаритных размеров и замены традиционных материалов легкими. В последнее время цены на топливо стали падать, и масса «среднего» автомобиля (например, «Форда») снова начала расти.

чертежей или для детального анализа

комбинаций «процесс—материал»,

некоторых аспектов технологическо-

что связано с ограничениями, налага-

го процесса, например возможности

емыми функцией, формой детали и ее

применения станочных линий; полу-

взаимодействиями с другими деталя-

ченные таким образом данные могут

ми в готовом автомобиле. Если, на-

быть впоследствии введены в микро-

пример, такой деталью является блок

процессоры обрабатывающих стан-

цилиндров, возможными комбина-

ков.

циями являются алюминиевое литье и

Как бы ни был важен технологиче-

чугунное литье. Для кузова имеется

ский процесс сам по себе, его следует

несколько комбинаций (штамповка

рассматривать не изолированно, а

стальных листов, формование пласт-

только в связи с тем или иным кон-

массовых панелей, штамповка алю-

кретным материалом. Часто прихо-

миниевых листов); для коленчатых

дится рассматривать несколько аль-

валов есть обычно только две комби-

тернативных процессов в применении

нации (литой чугунный или кованый

к тому или иному материалу. Обычно

стальной).

для каждой детали существует лишь

Таким образом, задача сводится к

НАУКИ-1986/№

ществимых вариантов. В процессе этого выбора ключевыми соображе-

несколько приемлемых возможныхвыбору одного из нескольких осуниями являются стоимость и каче= ство. При оценке стоимости стаћовится особенно очевидным взаимовлияние материала и технологического процесса, так как оба вносят свой вклад в общую стоимость производства. Стоимость материала, идущего на изготовление той или иной детали, может быть оценена довольно просто. Определение же стоимости процесса изготовления этой детали связано с более сложными расчетами по всем технологическим операциям. Если, например, проектируется шестерня, в расчетах необходимо учесть стоимость ковки заготовки, станочной обработки, термообработки, поверхностного упрочнения и отжига. Целесообразность оценки стоимости изготовления одновременно со стоимостью материалов состоит в том, что деталь из более дорогого материала может оказаться более дешевой в изготовлении, сводя на нет преимущества более дешевого материала

т. е. первая деталь в итоге может оказаться дешевле второй.