Материалы для наземного транспорта. Свойства, особенности, возможности применения, страница 2

ногерманских и других иностранных

включения каталитического конвер-

фирм усугубились новыми федераль-

тора в выхлопную систему автомоби-

ными правилами по повышению без-

ля и усовершенствования конструк-

опасности и топливной экономично-

ции двигателя и коробки передач.

сти автомобилей и снижению уровня

Стремясь создать автомобиль, от-

загрязняющих веществ в выхлопных

вечающий новым стандартам и кон-

газах. В связи с введением этих правил

курентоспособный с японскими и за-

потребовались коренные изменения в

падногерманскими моделями по каче-

автомобильной продукции. Масса

ству и расходу топлива, американские

«среднего» автомобиля была резко

автомобилестроители столкнулись со

снижена за счет уменьшения габарит-

сложной экономической проблемой.

ных размеров и более широкого при-

Фирмы в странах Тихоокеанского по-

менения легких материалов. В резуль-

яса, например в Японии или Южной

тате топливная экономичность авто-

Корее, могут выпускать продукцию с

мобилей, производимых в стране,

меньшими затратами, чем их амери-

значительно улучшилась: с 0,18 л (в

канские конкуренты. Это объясняется

1974 г.) до 0,09 л (в 1985 г.) на 1 км

частично более дешевой рабочей си-

пробега. Повышенная безопасность

лой в этих странах и частично их пра-

автомобилей была достигнута с по-

вительственной политикой, оказыва-

мощью новых конструктивных реше-

ющей влияние на стоимость капитала

ний и более широкого применения вы-

и размер прибылей с инвестированно-

сокопрочных сортов стали. Содер-

го капитала. Американская автомо-

жание загрязняющих веществ в вы-

бильная промышленность приняла

хлопных газах было снижено путем

широкие и кардинальные меры. Наря-

        1946                                1956                                 1966                                1976                                1986

МИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ, имевшее высокие темпы роста после второй мировой войны, теперь стабилизировалось. Сплошная линия показывает тенденцию роста с 1946 г. до начала 70-х годов. Если бы рост производства автомобилей продолжался теми же темпами, к настоящему времени их годовое производство превысило бы 70 млн.; в действительности оно составляет 42 млн. Для изготовления такого количества автомобилей ежегодно требуется около 56 млн. т материалов.

ду с резким сокращением расходов в настоящее время происходит коренной пересмотр процессов проектирования и изготовления автомобилей; целью этого процесса является не только снижение себестоимости продукции, но также повышение ее качества и надежности.

Проектирование легкового или грузового автомобиля является иерархическим процессом, который начинается с выбора деловой стратегии и общего производственного плана. Первым шагом является определение типа автомобиля (легковой, спортивный, небольшой пикап и т. п.) Следующий шаг состоит в определении общих технических характеристик, таких, как габариты, масса, мощность, аэродинамические качества и некоторые другие (например, наличие задней двери или применение привода на все колеса). Определение этих характеристик производится в соответствии с требованиями безопасности, качества и предполагаемых расходов. В зависимости от выбранной стратегии автомобиль может быть сконструирован целиком из новых деталей и узлов или же с частичным использованием деталей и узлов уже выпускаемых моделей. В обоих случаях для разработки автомобиля необходим большой «фонд» накопленных значений.