Основные положения по организации работ при восстановлении разрушенных объектов, страница 9

Детальная разбивка опор в плане на суше или мелководной реке производится отложением проектных размеров элементов опоры от закрепленного 'центра  и осей опоры. Расстояния измеряются мерными приборами, а углы — теодолитами с ценой деления 30". Прямые углы могут откладываться треугольниками со сторонами 3; 4 и 5 м, а также гониометрами или эккерами,

При разбивке свайных фундаментов  (опор)  на суше по направлениям их осей откладываются  сталь­ными лентами или рулетками и фиксируются кольями расстояния от центра опоры до пересечения с каждой осью опоры крайнего ряда свай (всего четыре кола). От этих кольев рулеткой отмеряются проектные расстояния до каждой из угловых свай. При этом может приме­няться прием засечек (рис. 12, а). Остальные сваи раз­мечаются рулеткой по расстояниям между рядами. Пра­вильность разбивки контролируется повторными измере­ниями расстояний между рядами свай и между сваями в ряду, а также равенством диагоналей прямоугольника, образованного четырьмя угловыми кольями.

Разбивка свай может закрепляться устройством об­носок. На обносках забиваются гвозди, фиксирующие оси, и протягиванием по гвоздям мерного шнура опреде­ляют положение сваи (рис. 12,6).

При  разбивке   центров   свайных   фундаментов (опор) на воде мерными приборами и дальномерами при помощи копра, размещенного на плавсредствах, вдоль оси моста копер устанавливается по мерной проволоке на расстоянии а от исходного пункта   или   соседней опоры, требуемом для забивки первого ряда свай дан­ной опоры (рис. 13).

Для правильной установки копрового парома попе­рек оси моста при забивке первой сваи в этом ряду на пароме закрепляется одна-две вешки на расстоянии а\ от оси стрелы копра, равном удалению первой сваи в ряду от оси моста. Перемещением копра до совмеще­ния вешки с продольной осью моста (створными зна­ками на берегу) достигается требуемое его положение для забивки первой сваи первого ряда. Установка копра для забивки следующих свай в ряду продолжается в том же порядке с перемещением вешек по борту на требуе­мые расстояния в сторону, противоположную перемеще­нию парома. Для контроля правильности расположения свай в ряду непосредственно измеряются расстояния ме­жду вешками и сваей в ряду, равно как измеряются рас­стояния для установки копра для забивки следующего ряда свай.


Рис. 12. Схемы детальной разбивки  положе­ния свай на суходоле: а — засечками; б — шнуром

положе­ния свай на суходоле: а — засечками; б — шнуром

При этом створные знаки должны устанавливаться на расстояниях, обеспечивающих необходимую точность разбивки.

При применении в свайных фундаментах (опорах) направляющих рам-шаблонов на понтонах и якорях, а также при опускании в воду (установке) ряжей, пла­вающих каркасов для свай стоек (на якорях) уста-

Рис. 13. Разбивка центров и осей опор непосредственным измерением мерной проволокой с использованием в каче­стве вспомогательного устройства копра на плавсредствах:

/ — плашкоут с копром; 2 — сваи соседней опоры; 3— забиваемая

свая данной опоры; 4 — вешки на плашкоуте; 5 — створные знаки

на берегу; а и а, — отмериваемые расстояния

новка их вдоль оси моста также производится по мерной проволоке, а поперек моста — вешением, для чего на понтонах (ряжах, каркасах) ставятся створные вешки вдоль моста. Перемещаются эти устройства в створ и вдоль оси моста на якорных тросах.

Детальная разбивка на воде свайных фундамен­тов и опор, имеющих направляющие рамы в ростверке, состоит в нанесении по, периметру рамы меток, обозна­чающих места забивки свай, в правильной установке и закреплении центра рамы на разбивочный центр опоры и в установке этой рамы по осям (рис. 14). При раз­бивке центров опор прямыми засечками первая уста­новка рамы производится перемещением вехи, установ-

ленной в центре рамы, в пересечение направлений засе­чек путем последовательных перемещений рамы на пла­ву на якорных тросах.

Рис. 14. Схема детальной разбивки свай на воде при помощи направляющей рамы

(шаблона);

а — установка направляющей рамы; б —вехи; в—. бобышка для установки вех; / — доска, прибитая к направляющей раме гвоздями; 2 — место установки центральной вехи; 3 — место установки боковой вехи; 4 — ось моста; 5 — направления засечек; в — центральная красно-белая веха; 7 — боковая черно-белая веха; 8 — метки на раме для установки свай

Вторую установку рекомендуется производить по двум вехам: центральной, установленной в центре рамы, и второй, боковой, установленной на краю (борту) рамы (копра ПК.К). Вторая установка выполняется поворотом

рамы вокруг центра до совпадения створа обеих вех со створом стороны засечки. Место установки боковой вехи определяется по формуле

d = a tg a,

где d—расчетное расстояние от оси моста до боковой

вехи; а — расстояние, принимаемое из условия удобства

постановки вехи;

а — угол  между   направлением   засечки   и   осью моста.

Когда просматривается ось моста, то вторую уста­новку рамы целесообразно производить ориентированием створа вех по створу оси моста с соответствующей по­становкой боковой вехи.

Плавсредства с направляющей рамой или рама с копром в заданное проектное положение устанавли­ваются в такой последовательности. Старшин команды', ориентируясь по закрепленному центру опоры и берего­вым створным знакам или по показаниям светоуказате-лей устанавливает копер в положение, которое может отличаться от проектного па 2—3 м. Далее, используя показания светоуказателей или вех, установленных на параллельном створе, устанавливает копер в положе­ние, отличающееся от проектного па 10—20 см, после чего запрашивает у начальника геодезических работ (или его заместителя) корректировку положения копра (рамы).

Корректировка производится теодолитами, находя­щимися на опорных пунктах. Положение копра считает­ся правильным тогда, когда веха, находящаяся в центре направляющей рамы, совпадает (в пределах 5 см) с вер­тикальным штрихом сетки нитей теодолитов, находя­щихся на двух-трех опорных пунктах, а продольная ось рамы перпендикулярна осы моста. Копер вокруг центра рамы разворачивается при помощи якорных лебедок до положения, соответствующего заданному створу, обозна­ченному вехами.