Основные положения по организации работ при восстановлении разрушенных объектов, страница 6

Для обеспечения требуемой точности непосредст­венных измерений расстояний и базисов большой длины (свыше 300—500 м) должны применяться особо точные мерные приборы (шкалопые лепты и стальные рулетки с миллиметровыми делениями,  приборы БП-2)   и  вво­диться   поправки  на разность температуры  и  наклон местности. В этих случаях измерения и вычисление по-
пранок производятся с точностью до 1 мм.

При измерении шкаловой лентой расстояние раз­бивается на пролеты, равные длине ленгы, забивкой в землю хорошо опиленных кольев с таким расчетом, что­бы лента при натяжении ложилась штрихами  на сере­дину торца каждого  кола.  Колья устанавливаются  по теодолиту в створе измеряемой линии. Они должны вы­ступать над землей не более чем на 3 см и иметь поряд­ковые номера.

Укладываемая лента в пролете не должна провисать или изгибаться, для чего все неровности и препятствия (кочки, кусты) заранее устраняются, а лента натяги­вается динамометром с силой в среднем 10 кг.

Положение конца ленты фиксируется «ножом», уста­навливаемым в торец кола острием против штриха леп­ты. Остаток от последнего кола последней целой ленты до конца линии измеряется стальной рулеткой с милли­метровыми делениями.

После измерения расстояния все колья нивелируются для введения поправок па наклон местности.

Длина линии L вычисляется по формуле

L = п • I л- d + 0,000013 (t — /0) (nl ± <0 — 2 "5Г •

где п — число пролетов (уложенных целых лент); / — длина ленты, мм\ d — остаток от последнего кола, мм-t — температура ленты при измерении; /0 — температура, при которой лента компарпрова-

лась (указывается в паспорте); Л — превышения между смежными кольями, мм.

Разбивка центров и осей опор непосредственными измерениями от исходной и промежуточных опорных то­чек производится:

мерными приборами (лентами или стальными ру­летками) — на суше и на мелководном водотоке глуби­ной до 0,5 м, а также зимой по льду;

мерными проволоками, натянутыми  между бере­гами,—на нешироком водотоке (шириной до  100 м);

разбивка этим способом может производиться и на бо­лее широких водотоках при наличии в русле островков или надежных неподвижных предметов.

При разбивке мерными приборами по оси соору­жения откладываются проектные расстояния от исход­ного пункта до центров опор. Центры опор закрепляются свайками, кольями, вешками, шпильками. Ось опоры (продольная) определяется перпендикуляром, восстанов­ленным к оси моста в центре опоры теодолитом, экке-. ром, гониометром, и закрепляется  выносными  точками так, чтобы при строительстве они не были сбиты.

За центр водопропускной трубы принимается точка пересечения оси трассы с продольной осью трубы.

Для разбивки по льду толщина льда должна быть не менее 10 см. Неровности поверхности льда предвари­тельно сглаживаются, снежный покров на ной удаляется и по оси укладывается настил из досок. Ось моста отме­чается на досках гвоздями, забитыми а створе по тео­долиту через каждые 10 м. Положение  центра  опоры фиксируется забитым в настил гвоздем с риской на шляпке, а оси опор закрепляются на льду кольями, как па суше.

При разбивке центров опор мерной проволокой, натянутой между закрепительными точками по оси мо­ста, эта проволока предварительно натягивается на бе­регу  и  маркируется  согласно расчетному  положению центров опор. Центры опор переносятся на устанавли­ваемые по меткам на проволоке плавучие копры (на­ правляющие ранга, ряжи, каркасы) или особые закре­пительные свайки, где фиксируются гвоздями.

Для обеспечения необходимой точности измерения провес натянутой проволоки должен быть не более !/ео ее пролета. Для уменьшения провеса проволоку следует дополнительно опирать на островки, остатки конструк­ций и т. п.

Далыюмсрные измерения расстояний следует про­изводить по частям  в пределах  отрезков,  на  которых точность измерения по паспорту дальномера соответст­вует требуемой   точности разбивки.   При этом рейка у цели должна устанавливаться неподвижно.

Для дифференциального дальномера ДД-3 в составе оптической насадки к зрительной трубе теодолита ТТ-50 и дополнительной рейки с конусом и при двух отсчетах при вертикальном и горизонтальном положении рейки необходимая точность измерения расстояний для вре­менных мостов обеспечивается при длине отрезков до 150л.

Светодальномеры обеспечивают требуемую точность измерения при значительно большей длине отрезков.

Работа дальномером по отрезкам ведется на суше (на льду) так же, как и мерными  приборами по провешенной оси откладывают последовательно не­
обходимые отрезки длиной в пределах заданной точно­сти разбивки с последовательным закреплением свай­ками, кольями, вешками и шпильками мест установки вертикальной рейки или штатива горизонтальной рейки и перестановкой теодолита с насадкой. Конец последнего отсчета по дальномеру фиксируется «ножом» или гвоз­дем с риской на шляпке. Остаток от «ножа» (гвоздя) до положения центра опоры отмеряют (откладывают) ру­леткой. Никаких поправок на наклон не делается.

На воде работа дальномером ведется аналогичным способом. При ширине водотока, большей длины отрез­ка точного измерения, для перестановки дальномера устраивается надежно закрепленное основание.

При разбивке центров опор сначала на реке по даль­номеру предварительно устанавливается на требуемом расстоянии от центра береговой опоры и закрепляется па якорях плавучий копер (направляющая рама, ряж, каркас, лодочный паром) с установленными «а нем рей­кой, фиксирующей центр опоры, и створными знаками, а затем перемещением на якорных тросах по створным знакам и с использованием дальномера он точно устанав­ливается в проектное положение. При этом желательно, если возможно, производить контрольные измерения расстояний между центрами опор мерной проволо­кой.

Закрепительные знаки, определяющие центры и оси опор, устанавливаются так же, как и при измерении рас­стояний мерными приборами. В случае необходимое центры опор выносятся за пределы зоны работ с забивкой дополнительных свай или установкой понтонов на параллельном створе. Для закрепления параллельного створа на берегах устанав­ливаются вехи высотой 3—4 м на расстоянии 50—60 м одна от другой.  Днем они обозначаются   флажками, а ночью освещаются.