К вопросу о социологии государства и культуры. Принципиальные основания. Социологическое понятие культуры, страница 6

Я думаю, мы снова сегодня чувствуем и понимаем, что в целеполаганиях биологически-природной жизни нет целеполаганий, которые связывают существование со стоящими над ним принципами и создаваемым изнутри формированием, не найдем мы и несущие их силы в психологическом и биологическом механизме, построенном природной жизнью, интеллектуальные преобразования которых до сих пор рассматривали интеллек-туалистические теории истории. Да, мы поймем, что вообще не сможем найти эти силы в видимом мире, поскольку используем для этого интеллектуальные формулы и стремимся, исходя из них, открыть ими же созданные закономерности. Ибо эти формулы и законы — лишь осадок рационально сформированного мира понятий, того духовного мира, в котором мы пребываем, мира, ограниченного господством необходимого и полезного в нашем бытии, духовным постижением нашего чисто биологического существования, для более глубокого понимания которого, как вскоре будет ясно, этих формул и законов недостаточно. И мы должны за созерцаемым таким образом миром в его зримости доходить до трансцендентального в чисто интеллектуальном смысле, до метафизической основы, если мы хотим постичь, что такое культура, и включить ее во всеобщие явления жизни.

При этом не имеет особого значения, какую из различных метафизических мыслительных конструкций мы изберем, чтобы найти в этой основе пункт, из которого проистекают все наши действия в сфере культуры. Ведь все метафизические конструкции необходимы лишь для того, чтобы мысленно уточнить нечто недоступное в своей сущности мыслям и понятиям, ибо оно находится вне созерцаемого мира, из которого мы их строим. Это только путь аналогий и пояснений, а не истинная речь о чем-то подлинном, где путь и форма не важны. Но совершенно ясно: если мы хотим понять, что такое культура и культурная деятельность, то существует пункт, где нечто становится понятным хотя бы в виде намека; из этого пункта мы и придем к тому, чтобы действовать в известном смысле сверхбиологично, возвышаясь над целесообразностью в природном смысле, даже противоположно целесообразности; действовать сверхцелесообразно не только с точки зрения личности и сохранения ее существования, ибо эти возвышающиеся над целесообразностью действия, позволяющие нам служить государству или классу, сколь это ни удивительно, входят в природную жизнь; они существуют повсюду — уже в биологическом процессе поведение, посредством которого биологическая жизнь длительно сохраняется, есть метафизическая основа этих действий. Но мы поступаем нецелесообразно и жертвуем личностью, как уже было сказано, ради чего-то, что для продолжения жизни является излишним, но тем не менее ощущаем это как ее высший смысл, то, ради чего она дана: ради мысли, которая в своей реализации, быть может, уничтожит самую жизнь и, тем не менее, порождает у нас чувство, что стоит жить и умереть; ради произведения искусства, которое может поколебать все формы и принципы жизни, может действовать разлагающе и разрушающе, но чье существование мы все-таки ощущаем как более высокое и живое, нежели все здоровое, которое оно разрушает.