К вопросу о социологии государства и культуры. Принципиальные основания. Социологическое понятие культуры, страница 15

И тогда в этом потоке развития и его продолжающегося движения новый взгляд усматривает обособленные друг от друга большие исторические массивы человечества. Они возвышаются в нем как особые образования со своей собственной судьбой, растут, стареют и исчезают. Эти исторические образования строят свои формы обществ при помощи средств, которые предлагает в каждом данном случае общий поток цивилизации, его уровень, высота его развития. Они строят эти формы соответственно своим особенным географическим и климатическим условиям, движению их исторической направленности и развивают их, следуя их особой судьбе, таким образом, что происходящий в них “общественный процесс”, как мы его называем, действует в каждой из них по собственному закону, хотя в большинстве из них и обнаруживаются в значительной степени повторяющиеся типы рядов и форм развития.

Но этот общественный процесс, как доказывает новый взгляд на историю, состоит в определенном динамическом взаимодействии со всеобщими духовными преобразованиями, которые вызывают проходящий через все массивы истории и поднимающийся в них процесс цивилизации. Эта динамика служит основой формирования и дальнейшего движения некоего третьего — культуры, выражение и характер которой полностью заключены в отдельных исторических образованиях и зависят от их судьбы, опираются на стремление в этих образованиях выразить духовное; и, следовательно, материально-общественный и духовно-цивилизационный “синтез жизни”, который в них присутствует, составляет только субстанцию, материал; его надлежит формировать, исходя из духовности, и, насколько это возможно, возвысить до символического образа.

И если удастся это символическое воплощение в образе, если оно поднимается до трансцендирования вечности в абсолюте в особом материале, в особой форме выражения того или '..ного исторического образования в то или иное время, воплотится в этом времени в творении или личностном образе, — на этот судьбоносный вопрос, из-за которого и был пройден весь путь, и должно ответить это новое учение на основании бережного и внимательного исследования всего исторического материала. Инструментом для этого может послужить то, что я здесь пытался показать. Совершенно очевидно, что нужно исследовать каждое историческое образование, его различные периоды и социологическую констелляцию в нем, противопоставлен-ность характера и уровня формы общества и его движения, развитие цивилизации и культурного воления, чтобы уяснить и истолковать периодичность и ритм движения культуры в них. Таким образом, если достаточно далеко проникнуть и свести исследуемые потоки к настоящему времени, то, вероятно, можно сообщить и современному обществу предчувствие его культурной ситуации и его задач.

Следует подчеркнуть: если все то, что утверждают о человеческом прогрессе, является для упомянутого развития цивилизации непрерывным процессом продвижения интеллектуально определенных форм существования человека, в культуре как в сфере духовно абсолютного прогресса быть не может. Здесь существуют только удача и неудача, периоды взлета и падений, в зависимости от того, как будет переработан материал существования и в той или иной форме обретет символический образ, обращенный к миру или отвращенный от мира, художественный или пророческий. Пессимистично это лишь для того, для кого в переживании завершенного явления не исчерпывается смысл бытия, кто принужден искать постигаемый при помощи системы понятий стоящий за ним логический смысл. Для любого другого это учение утешающе, ибо каждый новый жизненный синтез ставит и новые задачи воплощения, предлагает новые возможности “прорыва в образ”, трансценденцию духовного в явлении.

Часть”

Осколки идей

Культурный тип и его превращения