Отчет по практике на Минском моторном заводе, страница 2

Первые двигатели Д-50 имели мощность 50л.с. и моторесурс 2500 часов. В 1965 году освоен выпуск двигателя Д-50Л с запуском от бензинового пускового двигателя, а в 1966 году осуществлено повышение мощности двигателей Д-50 и Д-50Л на 10%- до 55л.с. с сохранением массогабаритных параметров.

Небольшие габариты и масса, простота в эксплуатации и ремонте, высокая надежность обеспечили двигателям завода широкую популярность в стране и за рубежом. Кроме тракторов МТЗ-50/52 и МТЗ-50Л/52Л двигателями Д-50 и Д-50Л стали комплектоваться гусеничные тракторы Т-54В и Т-54С Кишиневского и хлопководческие тракторы МТЗ-50Х Ташкентского тракторных заводов, экскаваторы типа ЭТЦ-201 и ЭТЦ-202 Таллиннского экскаваторного завода, погрузчики Д-454, Д-565 и Д-566 Минского завода ‘Ударник’ и другие машины и установки различного назначения.

В 1964 году начаты поставки тракторов МТЗ-50/52 с двигателями Д-50 на экспорт. С 1970 года осуществляются экспортные поставки двигателей Минского моторного завода в Германию для комплектации сенокосилок типа Е-301, а 1975 года- в Болгарию для комплектации виноградниковых тракторов.

Для удовлетворения требований внешнего рынка в повышении мощности тракторов МТЗ-50/52 в 1969 году заводом осваивается выпуск двигателей Д-60 и Д-60Л с мощностью 60-65л.с. при 1800об./мин.  без  изменения  способа смесеобразования. Двигатель Д-60 и Д-60Л устанавливаются на тракторы МТЗ-50/52 «Супер», поставляемые на экспорт.

Для обеспечения работы четырехрядной хлопкоуборочной машины ХН-3.6, навешиваемой на трактор МТЗ-50Х, разработана конструкция и в 1972 году начато производство двигателей Д-60Н с непосредственным впрыском топлива мощностью 60-65л.с. при 1800 мин-1.

В соответствии с решением директивных  органов  «О повышении интеграции сельскохозяйственного производства» в короткие сроки разработана конструкция и проведены испытания нового семейства двигателей Д-240 с непосредственным впрыском топлива мощностью 75-80л.с. при 2200 мин-1 для энергонасыщенных универсально- пропашных тракторов МТЗ 80/82 и их модификаций Минского и Ташкентского тракторных заводов, гусеничного свеклоуборочного трактора Т-70С Кишиневского тракторного завода. В1974 году без остановки производства начат серийный выпуск двигателей этого семейства.

Двигатель Д-240 по своим основным показателям находится на уровне современных достижений отечественного и зарубежного двигателестроения. Литровая мощность 16,2 л.с. с литра рабочего объема для дизельных двигателей достигнута впервые среди тракторных двигателей в стране. Применение двигателей семейства Д-240 позволило повысить производительность тракторных агрегатов на 30-35%.

Высокие технико-экономические показатели двигателей Д-240 значительно расширили область их применения. Ими стали комплектоваться сенокосилки КПГ-5Г и их модификации Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения, передвижные компрессоры ПР-6М  Ташкентского компрессорного завода, экскаваторы ЭО-3322 и их модификации Ленинградского и Калининского экскаваторных заводов и много других машин и установок различного назначения.

В 1980 году на  базе двигателей Д-240 и Д-240Л освоено производство двигателей Д-242 и Д-242Л мощностью 60-65л.с. при 1800 об./мин. для комплектации машин и установок взамен двигателей Д-50 и Д-50Л. С 1980 года двигатели Д-50, Д-50Л, Д-60, Д-60Л сохранены в производстве только для комплектации тракторов, поставляемых на экспорт.

Одновременно с наращиванием производства двигателей Д-240 заводом ведутся работы по дальнейшему повышению мощности четырехцилиндрового двигателя путем применения турбонаддува и создания шестицилиндрового двигателя для энергонасыщенных пропашных тракторов тягового класса 1.4-2 тонны.

Разработана конструкция, проведены испытания на тракторах МТЗ-100\102, МТЗ-80ХМ, МТЗ-80Х2М и ведется подготовка производства четырехцилиндрового двигателя 245(Д-240Т) с турбонаддувом мощностью 105л.с. В 1984 году осуществлен выпуск первой промышленной партии таких двигателей.