Применение разработанной системы бюджетирования на примере многопрофильного автотранспортного предприятия, страница 6

Отметим, что по отношению к расходам на инструмент такой проблемы не существует. Инструмент используется самими работниками ТО. Поэтому проблему «цена или качество инструмента» они будут решать оптимально.

Наиболее рациональным представляется третий вариант закрепления расходов. Он обеспечивает оптимальное решение проблемы «цена или качество» и для резины и запасных частей. Отметим, что гараж и участок ТО в этом варианте лишь формируют заявки с указанием требования к качеству, марок, моделей, возможно, продавцов соответствующих товарно-материальных ценностей. Закупку по-прежнему должен вести отдел МТС. Перекладывать функции закупки на ЦФО, за которыми закреплены соответствующие расходы, имеет смысл лишь в том случае, если это не увеличит общую сумму их расходов.

В процессе создания информационного и компьютерного обеспечения системы бюджетирования осуществляется проектирование форм бюджетных документов и разработка программных продуктов, реализующих процедуры планирования и исполнения бюджета.

Программные продукты представлены рабочими книгами, созданными в среде Excel, а также бухгалтерской программой 1С.

Бюджетные документы на начальном этапе использования системы бюджетирования представлены двумя формами сводок:

А) «Плановый/фактический бюджет предприятия» (таблицы 3.2.4. - …8);

Б) «Бюджет центра доходов/затрат» (таблица 3.2.9).

Вид бюджетных документов с целью упрощения их восприятия унифицирован.

Бюджетный процесс предусматривает реализацию процедур планирования и исполнения бюджета.

Плановый бюджет разрабатывается финансово-расчетным центром.

Планирование начинается со сбора информации о результатах, а также о расходах, связанных с деятельностью каждого из ЦФО в предстоящем бюджетном периоде. Администрация предприятия указывает затраты на развитие предприятия, которые должны быть профинансированы за счет чистой прибыли. В составе чистой прибыли указывается также сумма дохода, который рассчитывают получить собственники АТП.

Отдельные ЦФО не согласовывают между собой информацию, предоставляемую финансово-расчетному центру. Кроме того, как правило, уровень планируемых доходов занижается, а расходов – завышается. Завышенными обычно также являются заявки на развитие предприятия и доходы собственникам.


Таблица 3.2.4. Плановый бюджет АТП (до балансировки)