Применение разработанной системы бюджетирования на примере многопрофильного автотранспортного предприятия, страница 3

На предприятии образован еще один центр затрат – ЦЗ «Общекорпоративные затраты» (ОХЗ). Он аккумулирует общие расходы для всего предприятия, а также расходы таких небольших подразделений, как служба режима, канцелярия, юридическая служба.

Экономический механизм предприятия строится на основе принципов, рассмотренных в диссертации. Руководство предприятия, исходя из стратегических целей развития, выдает плановое задание по прибыли предприятия.

Расходы центров финансовой ответственности ограничиваются лимитами затрат. Исходное значение лимитов рассчитывается в процессе планирования бюджета. В процессе исполнения бюджета лимиты корректируются с учетом фактических результатов деятельности предприятия.

Поступающие на предприятие доходы частично передаются получившим их центрам доходов, формируя их лимит затрат. Остальная часть доходов централизуется в фонде финансовых ресурсов – ФФР. Средства ФФР распределяются между отдельными центрами затрат в соответствии с плановыми нормативами распределения и формируют их лимиты.

Распределению подлежит не весь ФФР. Часть его в соответствии с установленным на этапе планирования нормативом направляется на обеспечение интересов собственников (выплату дивидендов) и развитие предприятия.

Фонд оплаты труда центров финансовой ответственности формируется по остаточному принципу:

ФОТ=Дост – ЕСН

где Дост - остаточный доход ЦФО, де,

ЕСН – сумма единого социального налога на ФОТ, де.

Дост=Л – Мпэ где Л – лимит затрат ЦФО, де,

Мпз – сумма материальных и приравненных к ним затрат, де.

Допускается неполное использование остаточного дохода ЦФО в соответствующем бюджетном периоде. Его сэкономленная часть переносится на следующие периоды. Однако при этом она может быть уменьшена вследствие начисления налога на прибыль.

Допускается применение трансфертов.

На этапе исполнения бюджета осуществляется «фильтрация затрат».

Для расчета лимита затрат применяются следующие модели:

А) лимит затрат центра доходов:

Л=(Д-НДС)*(1-Нцд/100) + ТРп - ТРв где Д - выручка от автоперевозок, де,

НДС - сумма НДС в составе выручки, де,

Нцд - норматив отчислений центра доходов в фонд финансовых ресурсов, %,

ТРп - трансферты полученные, де,

ТРв - трансферты выданные, де.

Б) лимит затрат центра затрат:

Л=(ФФР*Оцз*Нцз/100/100) + ТРп - ТРв где ФФР - размер фонда финансовых ресурсов, де,

Оцз - доля ФФР, направляемая на финансирование центров затрат, %,

Нцз - норматив отчислений центру затрат из фонда финансовых ресурсов, %.

Основные планово-аналитические модели включают:

Выручка от автоперевозок:

Д=Т*ПП

где Т- тариф, де/чел,

ПП - пассажиропоток за период, чел.

Расходы на ГСМ:

Ргсм=Нгсм*L

где Нгсм - норма расхода ГСМ на 1 км, де/км,

L- пробег, км.

Расходы на запасные части, резину, инструмент:

Рзч=Нзч*L

где Нзч - норма расхода запчастей на 1 км, де/км.

Расходы на коммунальные платежи:

Рком=Нком*S

где Нком - норма расхода воды, электроэнергии, тепла на 1 кв.м,  де/кв.м,

S - площадь помещений, кв. м

Расходы на аренду:

Рар=Нар*S

где Нар - ставка арендной платы за 1 кв. м площадей, де/кв.м.

Расходы на амортизацию внеоборотных активов определяются с использованием общепринятых методик.

Нормативная база системы бюджетирования  включает следующие элементы:

А) нормы, применяемые при оценке доходов и расходов:

Т- тарифы автоперевозок, де/чел,

Нгсм - нормы расхода ГСМ на 1 км, де/км,

Нзч - нормы расхода запчастей на 1 км, де/км.

Нком - нормы расхода воды, электроэнергии, тепла на 1 кв.м, де/кв.м,

Нар - ставки арендной платы за 1 кв. м площадей, де/кв.м.

Б) нормативы бюджетирования:

Нцд - норматив отчислений центра доходов в фонд финансовых ресурсов, %

Нцз - норматив отчислений центру затрат из фонда финансовых ресурсов, %

Оцз - доля ФФР, направляемая на финансирование центров затрат, %

Расчет норм в стоимостном измерении осуществляется на основе следующей модели:

Н=Ц*Ннат где Ц - цена материала или тариф услуги, де,

Ннат - расход материала (услуги) в натуральном исчислении.