Применение разработанной системы бюджетирования на примере многопрофильного автотранспортного предприятия, страница 4

Закрепление элементов имущества за ЦФО представлено в таблице 3.2.2. Транспортные средства и оборудование закрепляются за теми ЦФО, которые их эксплуатируют. Сложнее обстоит с объектами недвижимости. Наибольшую проблему составляет распределение площадей помещений, находящихся в общем пользовании. Тем не менее, это распределение сделать следует. В результате расходы, связанные с эксплуатацией объектов недвижимости, будут перенесены на конкретные ЦФО. Станет невыгодным  занимать слабо используемые площади.

Закрепление внеоборотных активов за ЦФО в последующем может привести к их частичному высвобождению. Тем не менее, администрации предприятия следует контролировать этот процесс с тем, чтобы он не вошел в противоречие с общекорпоративными интересами.


Таблица 3.2.2 Закрепление элементов внеоборотных активов за ЦФО

Вид внеоборотных активов

Центры дохода

Центры затрат

"Маршрут 1"

"Маршрут 2"

"Участок ТО"

"ФЭО"

"МТС"

"ОХЗ"

Здания и сооружения

1

Гараж с подсобными помещениями

+

+

2

Ремонтный цех

+

3

Офисные помещения

+

+

+

Транспортные средства и оборудование

1

Автобусы

+

+

2

Станки

+

3

Подъемные средства

+

4

Стенды и оборудование

+

5

Оргтехника

+

+

+

+

Важным этапом проектирования системы бюджетирования является закрепление доходов и затрат за отдельными центрами финансовой ответственности. Результаты этой процедуры приведены в таблице 3.2.3.

Как объект планирования в систему бюджетирования решено ввести лишь доходы от обычной деятельности. Остальные виды доходов не планируются. Однако в том случае, когда они появляются в процессе исполнения бюджета, также подлежат отражению и использованию в обычном порядке. В состав доходов включается выручка от автоперевозок. Выручка, получаемая на маршруте №1, закрепляется за центром доходов «Маршрут 1». Выручка по маршруту №2 закрепляется за центром доходов «Маршрут №2».

Расходы предприятия разделены на 8 групп. В их составе появились такие группы, как материалы, аренда помещений. Все группы расходов указываются в бюджетах каждого из ЦФО. Это обеспечивает сопоставимость бюджетов по составу расходов.

Каждая группа расходов включает несколько видов расходов. Например, группа «Материалы» включает ГСМ, запасные части, резину, инструмент. Каждому ЦФО в соответствующей группе указываются только те виды расходов, которые актуальны для этого ЦФО. Такой подход придает бюджету необходимую гибкость.

Закрепление расходов осуществляется с учетом ряда принципов, рассмотренных ранее.

Во-первых, у центра финансовой ответственности должна существовать возможность управления этими расходами. Во-вторых, снижение расходов должно быть приемлемым для остальных ЦФО. В-третьих, расходы за ЦФО закрепляются в рамках бюджета доходов и затрат. Бюджет движения денежных средств применяется только на уровне предприятия в целом (в общем случае этот принцип является не обязательным).

Наибольшие трудности связаны с правильным закреплением расходов группы «Материалы». Альтернативные варианты решения этой проблемы представлены на рисунке 3.2.3.


Таблица 3.2.3. Закрепление доходов и расходов за ЦФО