Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 7

В интересах усиления царской власти Уложение подрывало экономическую мощь церкви, лишив ее легальной возможности увеличивать земельные владения, иметь слободы и торгово-промысловые заведения в городах. Созданием Монастырского приказа ограничивались привилегии церкви в области управления и суда.

В сфере местного управления Уложение отразило ведущее положение бюрократических звеньев воеводской власти.

Церковные соборы 1654 года и 1666-1667 годов утвердили новины, использующиеся в современной тому времени греческой богослужебной практике, противоречащие древнейшим догматам православной веры. Были одобрены книги новой печати, утверждены новые обряды и наложены страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил.

Все это завершилось расколом на русского общества на староверов и никониан, первые из которых стремились сохранить истинную веру и отечественные принципы государственного управления, а ярые приверженцы реформ – перенять иностранный государственно-политический и социальный уклад государства. К последствиям раскола необходимо отнести так называемые «крестьянские войны» XVII-XVIII веков.

В XVII веке приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. Это связано с тем, что государство пытается контролировать все стороны государственной и общественной жизни, однако на первых порах вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти.

Местное самоуправление подвергается попыткам со стороны государства быть поставленным под контроль путем предоставления местному воеводе прав и обязанностей главного администратора и судьи по гражданским и уголовным делам. В его ведение также попадает раскладка, сбор и отправка в столицу налоговых сумм.

Складывающейся абсолютной монархии требовалось регулярной эффективное войско. Снизили численность дворянского ополчения как малоэффективного в бою, полков нового строя увеличили (до 80% русской армии).

В 1682 году отменили «вражье местничество», сильно вредившее при служебных назначениях. Однако отмена местничества, которое действительно сдерживало эффективность в управлении войсками, имело под собой существенную подоплеку. Были уничтожены разрядные списки боярских и дворянских родов, что означало теперь возможность привлечения лояльных к Романовской власти людей на государственную службу, не оглядываясь на их прошлое и не раскрывая происхождение их фамилии.

Единственным официальным источником права был объявлен закон. Это связано с отступлением от традиционных для русского государства принципов государственного управления и копированием иностранных способов построения государства и общества. К принципам государственной политики царей-Романовых можно отнести следующие моменты. В первую очередь - это стремление подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни для более тщательного контроля над социальными процессами, происходившими в обществе, что обеспечивалось принятием нового кодекса 1649 года.

Необходимость этого обуславливалась, вероятно, первоначальной слабостью новой династии Романовых, стремящейся легитимировать себя на русском престоле путем законодательных и административно-полицейских преобразований.

Местное самоуправление подвергается попыткам со стороны государства быть поставленным под контроль путем назначения сверху должностного лица, имеющего полномочия главного администратора и судьи по гражданским и уголовным делам.

Царская власть стремится обеспечить абсолютную власть над своими подданными, народ в ее глазах предстает рабами. От народа, в свою очередь, требуется беспрекословное выполнение всех команд по формуле: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то и готов творить и слушать их во всем».