Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 11

К середине XVII века в России формируется абсолютная монархия, предусматривающая единоличную власть монарха над государством.

Царская власть неограниченна, ее решения и законы не учитывают веру и обычаи. Это связано с тем, что сам царь и его правительство полностью оторваны от простого народа, руководствуются абсолютистскими принципами государственного управления.

Наряду с «большой» Боярской думой существовала Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная» - группа из наиболее доверенных лиц царя, в которую входили нечлены Думы. Роль ее возрастала; «большой» же Думы, наоборот, падала. Еще быстрее сходят с исторической сцены Земские соборы. Главной ее опорой выступают бюрократия и армия.

Российская государственность и российское право возникли в результате слепого копирования с западных форм государственного и правового устройства. Эти принципы не являлись отечественными по происхождению, поэтому не были восприняты народом.

Реформы середины XVII века и далее (в том числе до нашего времени) отличались определенной направленностью на западный вариант развития государственного, социального и экономического устройства страны.

Род Романовых признавался никонианской церковью богоизбранной царской династией, хотя ничего божественного в нем не было и нет. Легитимность получения ими власти в результате Смуты под большим вопросом.

Общей чертой новых реформ стала их антинародная направленность. Новая царская династия Романовых проводила мероприятия, цель которых заключалась в удержании за собой престола и укреплении власти любыми средствами. Во избежание политической конкуренции и оппозиции отмечается также и антибоярская направленность реформ, заключавшаяся в постепенном падении роли Боярской думы в государственном управлении. Правительство Романовых укрепляло экономические и политические позиции дворянства. В XVII веке немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы – по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще.

Никонианская церковь становится послушным государственным аппаратом идеологической обработки народа. Свой христианский долг, проявляющийся, в первую очередь, в обличении неправедных действий светской власти, ею не исполнялся. Это видно в ее лояльном отношении к деятельности Петра I.

Одним из главных принципов государственной политики царей-Романовых является стремление подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни для более тщательного контроля над социальными процессами, происходившими в обществе.

Необходимость этого обуславливалась, вероятно, первоначальной слабостью новой династии Романовых, стремящейся легитимировать себя на русском престоле путем законодательных и административно-полицейских преобразований.

Местное самоуправление подвергается попыткам со стороны государства быть поставленным под контроль путем назначения сверху должностного лица, имеющего полномочия главного администратора и судьи по гражданским и уголовным делам.

Царская власть стремится обеспечить абсолютную власть над своими подданными, народ в ее глазах предстает рабами. От народа, в свою очередь, требуется беспрекословное выполнение всех команд по формуле: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то и готов творить и слушать их во всем».

Следует выделить важный момент – никакой закономерности в переходе от сословно-представительской к абсолютной монархии нет. Такое качественное изменение произошло не благодаря эволюции формы правления, а приходом к власти в результате Смуты новой династии Романовых, сменившей древнюю законную царскую династию Рюриковичей. Будучи слабыми в политическом отношении и сознавая нелегитимность своего правления, новой царской династией был предпринят резкий курс реформ, ориентированный на запад с целью удержания власти и укрепления своих позиций.