Анализ эволюции государственности нашего Отечества

Страницы работы

Содержание работы

Введение

В очередной раз на новом витке истории перед Россией встает вопрос с определением пути, по которому двигаться дальше. Многие ученые и политики как современной, так и предыдущих эпох пытались определить оптимальные пути дальнейшего развития Российского государства и народов, населяющих его. Как показала история, ни к чему определенному не пришли. Одной из доминирующих точек зрения является построение государственных основ нашего государства с учетом западного опыта. Эта точка зрения уже не раз показала свою несостоятельность, но, тем не менее, практической альтернативы ей нет. Вопрос этот остается открытым и на него нужно рано или поздно ответить. Актуальность выбора данной темы очевидна.

Целью работы является анализ эволюции государственности нашего Отечества, раскрытие отечественных принципов государственного устройства Московского Царства, а также сравнение их с принципами государственного устройства Российской империи, получившими свое развитие со времен воцарения новой династии Романовых.

Для этого в работе поставлены следующие задачи:

1. Сравнить основы государственности в период сословно-представительской монархии царей-Рюриковичей с периодом абсолютной монархии Романовых, показать отсутствие закономерности при переходе от одной формы правления к другой;

2. Сравнить роль церкви в государственном управлении в эпоху Московского Царства и Российской империи;

3. Рассмотреть полномочия местного самоуправления в указанные исторические этапы;

4. Показать роль норм обычного права в государственной и общественной жизни XVI и XVII-XIX веков;

5. Сформулировать путь дальнейшего государственного развития нашего государства в свете теории Московского Царства – Святой Руси.

1. Возникновение государственности Руси

Теоретическое осмысление государственности Руси и России следует начинать с древних времен, со времен возникновения первых русских городов-государств, реформ Ивана IV, Петра Первого и других великих преобразователей Отечества.

Переход от присваивающей экономики к производящей на основе земледелия, появление городов-государств, объективное появление раннеклассовых структур – все это было характерно для славянского этноса на первых этапах его истории. Уже в VII-IX вв. н.э. в основных ареалах расселения славянских племен возникают многочисленные города-государства. Они состояли из: князя с дружиной, городской общины, заменившей родовые связи на территориальные, соседские, народное собрание, совет и т.п. В северо-западном ареале укрепленные «городки», древнерусские грады, расположенные по течению Волхова от Ладоги до Новгорода, представляли собой первичные города-государства Руси.

Основоположником государственности Руси является Рюрик. Его принадлежность к какому-либо народу до сих пор не ясна, однако по одной из распространенных теорий предполагается, что ни варяги, ни хазары славянам государственности не принесли, поскольку сама государственность возникает прежде всего в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

Русь становится одной из самых могущественных из новообразовавшихся держав, что подтверждается договорами между Византией и Русью, династическими браками с крупнейшими дворами Европы.

Во второй половине Х века обострилась борьба между старыми языческими кланами. Киевская знать понимала необходимость реформ, которые приобщили бы Русь к наиболее цивилизованным странам эпохи. Попытки таких реформ предпринимались еще до Владимира.

По вокняжении Владимир решил укрепить свою власть. Осознавая, что для могучего государства необходима единая вера, Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором», предполагая таким образом объединить разобщенный народ в единое целое. Одновременно великий князь наводит порядок в стране и завоевывает новые земли, однако объединение вокруг Киева восточных славян не было устойчивым и необходимы были какие-то действенные меры для сплочения державы. Этими мерами явилось принятие христианства.

Огромную роль в духовной организации российского общества и в развитии государственности сыграло христианство. Храм осуществлял духовное просвещение населения, выступая центром информационных систем, хранителем социальной информации. Выполняли храмы и некоторые хозяйственные, судебные функции.

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире было важнейшим событием и являлось значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

В этническом плане произошло сближение племен в единый русский народ (данный период занял многие десятилетия). Этому способствовало создание единой государственности и единой церковной иерархии, заменившей разнообразные  местные культы.

В социальном отношении происходит расслоение общества, выделяется господствующий слой, группирующийся вокруг киевского князя и его представителей на местах. Теперь древнерусская знать могла опираться на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии, а также созданные на Руси с учетом ее особенностей. Церковь существовала за счет десятины от княжеских доходов, как определил князь Владимир.

Похожие материалы

Информация о работе