Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 2

Христианское учение о Едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать.

Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычайно поднявшийся международный престиж Киева.

Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской культуры. Развивается письменность и литература.

Народная память прочно удержала образ просветителя Древней Руси. Это показывает истинную историческую роль великого князя, хакана земли Русской, как его именовал Иларион, Владимира Святого.

В это время начинают зарождаться признаки разложения родо-племенных отношений и появление первых знаков раннего феодализма. Ключевым моментом здесь стало право частной собственности на землю. Общинные земли переходят постепенно в собственность государства. Процесс разложения общины и появления частной собственности на землю ведет к дальнейшему социальному расслоению общины; создаются предпосылки складывания феодальных вотчин.

В истории российской государственности  не было рабовладельческого типа государственности, речь здесь может идти лишь о каких-то формах экономической зависимости (холопство и пр.). Западноевропейская государственность прошла свой путь развития через общество, основанное на рабстве. В современных условиях это проявляется на подчеркнуто благоговейном отношении западного общества к писаному закону, которое, на самом деле, было привито их предкам кнутом и топором.

Социальное расслоение общества, усиление государственного гнета, потеря частью населения полной независимости, а также и принятие христианской веры послужили причинами для сепаратистских настроений в разных концах Русского государства.

Начиная с 30-х годов XII века Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII века их стало уже около 50.

Причины политического распада Руси:

1. Постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель.

2. Возникновение крупных хозяйственных образований в рамках единого государства, но теперь экономически обособленные от него.

3. Усложнение социальной структуры общества, теперь в условиях экономической независимости не нуждавшейся в государственной поддержке, кроме военной.

4. Перемещение торговых путей в Европе и в передней Азии.

Все это определило ослабление Киева, власти великих князей, и обусловило начало политического распада Руси.

Однако все это является лишь закономерным этапом на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизованной основе.

Татаро-монгольское нашествие довершило политический и физический разгром Киева, и на руинах Киевской Руси, рухнувшей со всеми ее противоречиями и недостатками, постепенно возникает и централизуется политически новое государство с набирающим силу центром – Москвой.

Среди хаоса междоусобных войн умело используя военную помощь Орды великие князья медленно, но верно шли к собиранию Русских земель под единым началом. Великие государи, такие как Александр Невский, Иван Калита и другие приложили много усилий, чтобы в итоге Русские земли оказались под единоначалием московского престола.