Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 4

Во вторую группу относятся приказы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений между определенными сословиями, а также приказы, ведающие судными делами (Земский приказ).

В третью группу приказов относятся такие приказы, которые ведали внутренними делами царского двора.

Также столичную знать, принимающую участие в управлении государством составляли выборные дворяне, которые выбирались из городов и представляли собой конкретные области Руси. Они занимали последнюю ступень в государственном устройстве.

Местные органы власти строились на основе самостоятельной сословной организации. Такие органы были выборными, соблюдался при этом принцип представительства от всех сословных групп, в частности из дворян. Во главе местного самоуправления стояли старосты из местной знати. Выбирался староста народом на общем совещании. Староста обладал правом управлять вверенным ему народом и вершить над ним суд. К его помощникам относились дьячок (подьячий) и целовальники из местных крестьян (старейшин села). Если в уезде были черносошные волости с собственным самоуправлением, то они подчинялись старосте в уезде. Также староста следил за раскладкой, сбором и отправкой в столицу налоговых сумм. Таким образом, в уездах и волостях власть осуществлялась непосредственно народными силами, включая управление, суд, налогообложение, исполнение наказаний и прочие функции, обеспечивающие правопорядок на данной территории.

Стоит отметить, что наряду с государственным судом существовал еще и общинный суд, народный. Все случаи нарушения правопорядка решал, в первую очередь, именно он. По решению старейшин дело могло передаваться в государственный суд (волостной или уездный), однако судебный процесс требовал присутствие в суде членов этой общины – целовальников. Впрочем, государственное судопроизводство не отличалось от общинного.

В сельской жизни также велика была роль общины. Она воздействовала на крестьянское землепользование (пахотные наделы, огородные участки), контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек. Общинные власти были в постоянной связи с собственником земли, с кормленщиками и их людьми, с присылавшимися представителями центральной власти. Общины были самым низшим уровнем в государственном управлении. Крестьянин в общине обладал правом собственности на землю, только для упорядочения землевладений община распределяла земельные сельскохозяйственные угодия между членами общины. В случае необходимости общинные власти помогали ее бедным крестьянам.

Община в современном рабском понимании этого слова возникла при Романовых, когда, по выражению С.Ю. Витте община была более удобна, чем домохозяин, и с «административно-полицейской точки зрения – легче пасти стадо, нежели, каждого члена стада в отдельности».

Помимо общинных землевладений также на Руси были землевладения государственные, монастырские, вотчинные, поместные. В зависимости от собственника землевладения различались виды крестьянской зависимости от свободных крестьян до холопов (холопы как сословие было немногочисленно). Крепостное право стало формироваться на Руси лишь во времена опричнины Ивана Грозного и полностью оформилось уже при первых Романовых. До этого момента ни о какой крепостной рабской зависимости на Руси известно не было.

В городе власть концентрировалась в руках князя и его городской думы. Князь при себе содержал дружину, с помощью которой он собирал налоги, обеспечивал правопорядок и внутреннюю (и по возможности внешнюю) безопасность в городе и окрестностях, представлял собой более высшую судебную инстанцию по отношению к селу. В городах органы местного самоуправления представлялись городскими ополчениями, совещаниями, вече, избирающие князей или отстраняющие их от власти.