Анализ эволюции государственности нашего Отечества, страница 3

В этот период собирания Русских земель отмечается усиление авторитета Русской Церкви, наблюдается истинный подъем в искусстве, литературе, живописи.

В результате преобразований возникает могущественнейшее государство с центром в Москве, имеющее в основе своей Истинную Христову веру, сильное преданиями святых отец и обычаями славных предков своих. Московское царство олицетворяло собой подобие Византийского царства, которое, в свою очередь, являлось подобием Царствия Небесного на земле.

2. Московское царство

К середине XVI века на Руси формируется сословно-представительская монархия, предусматривающая участие сословных представителей в управлении страной.

Верховной властью в государстве обладает царь. Царь руководствуется в своей деятельности прежними государственными и церковными постановлениями, народными правовыми обычаями. Царская власть неограниченна, однако ее решения и законы не могут идти вопреки вере и обычаям. Это связано с тем, что сам царь и его правительство не оторваны от простого народа и руководствуются теми же принципами жизненного бытия.

Стоит отметить, что не было достаточно жесткой оппозиции царской власти, что послужило в последующем появлению опричнины.

Церковь оказывает воздействие на деятельность государственных подразделений, в том числе и царя, задает и определяет социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, однако, в это же время, не является составной частью государственного механизма. На деле же это проявляется в следующем порядке: государственный орган принимает какое-то решение, однако претворение его в жизнь невозможно без церковного благословения. Церковная иерархия представляет собой отдельный организм, имеющий свое руководство – митрополита или, впоследствии, патриарха, ставит перед собой свои определенные задачи и самостоятельно их решает. В данное время возникает такое гармоническое взаимодействие между церковной и государственной иерархиями, что на деле нет фактической подчиненности одного органа другому, даже наоборот, царь и церковь удачно дополняли друг друга в деле управления государством.

Следующим органом в деле по управлению государством после царя идет Боярская Дума. Дума постепенно приобрела черты представительности от разных слоев знати. Состав Думы формировался по двум признакам: ведущий – фамильно-родовой, менее существенный – территориальный.

Дума имела внутреннюю иерархию: высший думной чин и низший думной чин (окольничие). Для решения определенных вопросов Дума по царскому указу выделяла временные комиссии. Обычно речь шла о международных переговорах или судебном разбирательстве: нескольким боярам в Москве как высшей судебной инстанции докладывались дела, предварительно разбиравшиеся судьями низшей инстанции.  Таким образом, Дума представляет собой ядро сословной организации благородной части общества. Дума также – ядро совещательных органов широкого состава, созывающихся царем в канун решительных действий. Обязательными участниками широких совещаний были виднейшие представители Русской Церкви.

Также к основным органам государственной власти относились Казна и Дворец. Они занимались взиманием и контролем над поступлением денежных и натуральных налогов и оброков, контролем над функционированием системы кормлений, контролем над несением военной службы большей частью уездного дворянства. Кадрами в данных учреждениях являлись дьяки и подьячие, которые были как знатного, так и простого народного происхождения.

В дальнейшем при Иване Грозном создаются приказы.

В первую группу приказов входят учреждения, деятельность которых связана с общегосударственным размахом. Посольский приказ ведал международными сношениями. Поместный – учетом земель, контролем над их оборотом, обеспечением поместьями служилых дворян. Разрядный приказ ведал организацией военного дела и воинской службы благородных сословий. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов. Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции ведал Разбойный приказ (верхняя инстанция для всех местных судов). В Холопьем приказе велся учет и осуществлялся контроль над всеми сделками с холопами.