Линейные двигатели. Области применения. Примеры двигателей, страница 3

 


Электромагнитная левитация требует значительного расхода электроэнергии.

Обычно на тонну экипажа затрачивается порядка 1.5 кВт мощности.

С целью уменьшения этого показателя разработан вариант подвески [16], согласно рисунку 1 с использованием постоянных магнитов на основе сплавов редкоземельных металлов с высокими энергетическими характеристиками и высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП). Последние выполнены по технологии, позволяющей получать отдельные элементы крупнозернистой структуры с высокими значениями рабочих токов.

Рисунок 1

ВТСП расположены в целевом зазоре реактивной полосы и играют роль диамагнитных стабилизаторов. Суммарная сила взаимодействия активной и пассивной частей системы определяется как разность сил притяжения полюсов магнита и силы выталкивания диамагнетика из зазора ферромагнитного шунта.

При этом возникает принципиальная возможность получить устойчивые состояния подвеса как при размещение его над путевой структурой с опорой   на силу отталкивания, так и  под путевой структурой с опорой на силу притяжения[16].

Согласно выполненым исследовании масса ВТСП составляет менее 7% от массы магнитов, ЛАД и сервомеханизмов управления.

1 Принципиальные конструктивные схемы

тяговых линейных двигателей

Применение линейных машин в транспортных системах диктуется рядом существенных достоинств. Линейные двигатели обеспечивают непосредственное прямолинейное перемещение, позволяя исключить передаточный механизм в виде преобразователя движения; снимают ограничения на сцепление колес с рельсом и действия центробежных сил, действующих на колесо; открывают возможность неограниченного увеличения скорости движения, преодолевания больших уклонов, сокращения пути и времени разгона и торможения, исключения юза при торможении и уменьшений или полного исключения износа пути.

Первое применение их на железнодорожном транспорте связано с именем инженера Зедена А., получившего в 1902 году французский патент на двухсторонний тяговый ЛАД. (Рисунок 2)

Рисунок 2

В типичной современной конструкции ЛАД высокоскоростного наземного транспорта (ВСНТ) индуктор 1 (Рисунок.З) расположен на экипаже и перемещается относительно неподвижной реактивной полосы 2, выполненной из алюминия со стальной подложкой. В ряде случаев, однако, более предпочтительной оказывается обращенная конструкция с длинным индуктором на пути. В этом случае упрощается решение проблемы энергоснабжения ЛАД при скоростях движения 400-450км/ч.

КСУИ.214346.001

Лист

5

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

 


Рисунок3

Наряду с двухсторонним расположением индукторов разрабатываются также конструкции ЛАД ВСНТ с односторонним индуктором при горизонтальном расположении активных элементов. В этом случае представляется возможным уменьшить воздушный зазор при сохранении существующей путевой структуры и проще преодолевать узлы развязки пути. Наиболее высокие показатели Сэ≈b5 при cosφ≈0.7 имеют двигатели Гембаля (по французскому патенту 1970 года) с трехсторонним активным индуктором с кольцевой обмоткой. (Рисунок 4)

                 

Рисунок 4                                 Рисунок 5

Индуктор 1 здесь крепится к швеллерной балке 2 с токоподводящей системой 3. Эти двигатели выполняются с повышенной плотностью тока и циркуляционным водяным охлаждением.

ЛАД пригородного сообщения Шереметьево-Москва выполнены по двухсторонней схеме, показанной на рисунке 5.

Скорость движения экипажа ВСНТ с ЛАД зависит от скорости перемещения поля Vn=2fτ,     где f - частота питающего тока; τ -полюсное деление.

При большой скорости приходится увеличивать f посредствам СПУ, так как увеличение τ приводит к увеличению длины лобовых соединений обмотки и высоты ярма индуктора.

СПУ, рассчитываемая на максимальную мощность ЛАД, как видно из таблицы 2, имеет значительную массу. Отказаться от СПУ возможно при использовании ЛАД с поперечным замыканием магнитного потока φ(рисунок 6),которых высота ярма индуктора от полюсного деления не зависит. В таких двигателях к тому же ослаблено влияние концевых эффектов и они имеют повышенную надёжность обмоток индуктора, выполненных в виде катушек 1.

Рисунок 6

КСУИ.214346.001

Лист

6

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата