Линейные двигатели. Области применения. Примеры двигателей, страница 2

 


Специалисты США были пионерами в освоении нового транспорта, разработав ряд уникальных проектов (типа «MEL» на 960 км/ч и «Планетран» на 10000км/ ч), но затем прекратили исследования и теперь вынуждены ликвидировать (по решению Конгресса в 1993году) свое отставание путем покупки лицензий и проведения совместных исследований со специалистами других стран. За последние 3 года многочисленными фирмами США выполнены (по заданию комитета NMI) четыре новых проекта транспортных средств на магнитной подвеске. Три из них базируются на японском аналоге с ЭДП и ЛСД с СЭМ (с зазором от 5 до 15 см.), а один (фирмы Грумман) - на немецком с тем отличием, что вместо обычных электромагнитов применены СЭМ, что позволило увеличить воздушный зазор до 40 мм.

В России разработан проект и создан экспериментальный экипаж пригородного сообщения (с аэропортом Шереметьево) с ЭМП и ЛАД модульного типа. В250.

Его технические показатели приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Технические показатели экспериментального экипажа В250                                          

Технические показатели

Значения параметра

Напряжение контактной сети постоянного тока, кВ Регулируемое напряжение на выходе СПУ, В Диапазон регулируемых частот, Гц

Полная мощность СПУ на вагон, кВа Максимальная конструктивная скорость, км/ч Максимальное пусковое усилие, кН Воздушный зазор, мм

Количество статических преобразователей (СПУ) Масса СПУ, кг

Тяговое усилие модуля  ном/макс, Н Напряжение на фазе модуля, В

Масса модуля, кг

Коэффициент мощности

Коэффициент полезного действия

Число модулей с каждой стороны

1.5

10-1150

5-150

2000

250

40

10±2

2

2000

990-2500

40-330

175

0.5

0.7

8

Вместе с тем в России изготовлен с линейным асинхронным приводом экспериментальный карьерный поезд (с обычным вторичным элементом в виде так называемой реактивной полосы под думкаром и с фазной компенсированной вторичной обмоткой), а также выполнен проект скоростного вагона метрополитена. В отечественных проектах получили значительное развитие также ЛСД индукторного типа (ЛИД).

Согласно выполненным исследованиям представляется, что поезда с ЛСД и ЭМП или ЭДП более предпочтительны для магистрального транспорта, а для городского и пригородного сообщения- с ЛАД и ЭМП [1.2] Конструктивные решения во втором случае получаются проще и финансовые затраты меньше. Недостатком ЛАД обычного исполнения являются их относительно низкий энергетический фактор э=η·cosφ=0.3÷0.55) из-за отрицательного влияния так называемых вторичных концевых эффектов, обусловливающих неравномерное токораспределение в реактивной шине и магнитного потока в воздушном зазоре по длине индуктора. У ЛСД с СЭМ Сэ достигает 0,8. но резко снижается с увеличением длины питаемого участка якорной обмотки.

Используемые в отечественных проектах ЛАД имеют Сэ≈0.7-0.75, что примерно в два раза выше Сэ ЛАД HSST. Достигнуто это путем позитивного использования концевых эффектов ЛАД модульного исполнения. При расположении на экипаже по бортам в ряд друг за другом нескольких модулей, включающих в себя ЛАД и ЭМП, позитивное использование концевых эффектов достигается либо путем выбора соответствующего расстояния между модулями, либо путём рационального сдвига фаз токов соседних модулей с помощью СПУ.

КСУИ.214346.001

Лист

4

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата