Финансовая система РФ. Источники финансового права. Финансово-правовые нормы, страница 9

2)  Акты представительных органов власти: БК РФ, ФЗ «О бюджетах», Законы субъектов РФ, «Решения органов местного самоуправления о бюджетах»

3)  Указы Президента РФ, акты губернаторов.

4)  Акты исполнительных органов власти общей и специальной компетенции.

Система: 3 института.

1.  Правовое регулирование доходов

2.  Правовое регулирование расходов и бюджетное финансирование

3.  Бюджетного процесса.

Нормы:

1)  Регулятивные и охранительные

2)  Нормы-принципы, нормы-дефиниции

3)  Материальные и процессуальные

Субъекты:

1)  Общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

2)  Органы государственной власти и МСУ

3)  Бюджетные учреждения.

Основные принципы:

1)  Федерализма

2)  Развития местного самоуправления

Гарантирована самостоятельность субъектов при осуществлении полномочий.

Доходы и расходы бюджета.

1.  Понятие и виды доходов бюджета.

Статья 6 БК: доходы – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением источников финансирования бюджета.

Доходы бюджета представляют собой систему экономических отношений, возникающих по поводу формирования бюджетных и внебюджетных денежных фондов.

Различного рода платежи, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды от организаций и физических лиц.

Основным источников дохода бюджета является национальный доход.

Доходы бюджета выражаются в отчислениях от прибыли организаций, отчислений от заработанной платы и доходов физических лиц, это аренда собственников земли, это банковский процент (прибыль банков). Может относиться национальное богатство, доходы от собственности, доходы от продажи золотовалютных запасов и национальных ценностей. Это основные источники доходов.

К дополнительным (временным) источникам доходов относятся следующие источники:

1.  Кредитный метод.

Данный источник является временным, поскольку основывается на принципах возмездности и возвратности.

2.  Эмиссия бумажных денег

К эмиссии государство прибегает в случае, когда получение доходов невозможно или затруднительно, а расходы безотлагательны.

Отношения, связанные с доходами регулируются бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и иным законодательством, регулирующим поступление доходов в бюджет.

Согласно статье 41 БК РФ, доходы по методам взимания делятся на следующие виды:

1.  Налоговые доходы – это доходы, поступающие в бюджет от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов, от уплаты специальных налоговых режимов, а также уплаты пеней и штрафов.

2.  Неналоговые доходы – это доходы, поступающие от использования имущества (аренда, купля-продажа имущества), доходы, поступающие от оказания платных услуг, доходы, поступающие от применения мер гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой ответственности, средства самообложения граждан и иные доходы.

3.  Безвозмездные перечисления –это финансовая помощь из одного бюджета в другой бюджет в форме дотаций, субвенций, субсидий межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные перечисления от юридических и физических лиц субъектов международного права и пожертвования.

В зависимости от зачисления в бюджет, все доходы являются собственными доходами бюджета. К ним относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

В зависимости от государственного устройства, доходы бюджета делятся на доходы федерального бюджета (глава 7 БК), доходы региональных бюджетов (глава 8 БК), доходы местных бюджетов.

2.  Расходы бюджетов.

Статья 6 БК: расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета представляют собой систему экономических отношений, возникающих в связи с использованием средств бюджетных и внебюджетных денежных фондов.

Расходы распределяются между бюджетами в соответствии  с их компетенцией.

В зависимости от компетенции расходы бюджета осуществляются в соответствии со следующими принципами:

1.  Принцип значимости. Он означает, что из соответствующего бюджета осуществляется расходование средств, в соответствии с установленной компетенцией.

2.  Принцип подчиненности. Он означает, что органы власти финансируются из определенного бюджета в соответствии с их подчиненности.

Расходы бюджета можно разделить по следующим основаниям:

1)  Предметная направленность расходов.

Это группировка расходов по осуществлению определенного направления в общих государственных либо в общих целевых расходах (финансирование образования, обороны).

2)  Организационная направленность расходов – это распределение расходов в соответствии с утвержденными законами о бюджетах программами.

3)  Отраслевая направленность расходов.

В соответствии с отраслевой направленностью расходов экономика делится на отдельные отрасли. В нормативном акте о бюджете закрепляется определенный объем денежных средств на развитие определенных отраслей.

4)  Ведомственная направленность расходов.

Это направления расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

В зависимости от закрепления в бюджете  расходы бюджета бывают запланированными или незапланированными.

Запланированные расходы осуществляются в соответствии с утвержденным нормативным актом о бюджете. Незапланированные расходы возникают вследствие возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций либо кризисных явлений.

В зависимости от государственного устройства, расходы делятся на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов.

Формой расходования бюджетных средств являются бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – это объем денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные ассигнования бывают следующих видов:

1.  Бюджетные ассигнования на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ.