Финансовая система РФ. Источники финансового права. Финансово-правовые нормы, страница 6

3)  По подведомственности:

-внутренний: структурные органы контролирующего субъекта

Внешний: осуществляется одним субъектом по отношению к другому.

4)  По форме проведения:

-обязательный (по законодательству)

-инициативный (по решению самого субъекта)

Формы и методы.

Формы – юридические акты, на основе которых производится организация контрольных мероприятий (акты, применяемые в ходе и после проведения контрольных мероприятий).

По организации – плановое контрольное мероприятие, в котором предусмотрены виды проверок сроки проведения и в отношении каких субъектов они должны быть проведены ( инструкции, приказы).

-справки, протоколы, акты (в ходе мероприятий).

-по заключении мероприятий: акты ревизии, заключения.

Методы – приемы и способы по проведению контрольных мероприятий и реагированию на выявленные нарушения.

1)  По проведению контрольных мероприятий:

1.  Наблюдение – постоянный мониторинг за деятельностью подконтрольного объекта без вмешательства в его хозяйственную деятельность.

2.  Проверка – единичные контрольные мероприятия на определенном участке  финансово-хозяйственной деятельности.

3.  Ревизия – полное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

4.  Обследование – контрольные замеры услуг, изготовления продукции (опрос, анкетирование).

5.  Инвентаризация – проверка наличия материальных ценностей.

6.  Анализ – сопоставление данных бухгалтерского учета и отчетности

7.  Экспертиза

2)  Реагирование на выявленные нарушения

1)  Восстановление нарушенного права путем возбуждения дисциплинарного финансового, административного либо уголовного преследования виновных лиц

2)  Возмещения вреда

3)  Применение мер поощрения и обмен опытом.

Государственный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль

1)  Контроль представительных органов власти

-осуществляет контрольные функции при рассмотрении проектов бюджетов и рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов

-существуют комитеты, ответственные за рассмотрением законопроектов о бюджетах.

- в Государственной Думе: Комитет по бюджету и налогам рассматривает внесенный в правительство законопроект и либо принимает к рассмотрению, либо возвращает на доработку. Если принимает к рассмотрению ГД, то комитет по бюджету и комитет по социально-экономическому развитию составляет заключение, на основе которого происходит слушание в 1м чтении.

-представительные органы власти имеют право формировать органы государственного финансового контроля.

Счетная палата РФ – осуществляет контроль на основе ФЗ «О счетной палате».

В субъектах РФ: формируются органы государственного финансового контроля. В Кемеровской области – Счетная палата Кем.обл.

-Счетная палата осуществляет контроль за операциями средств бюджета и собственностью.

Президентский контроль.

-осуществляется органами, входящими в администрацию Президента РФ.

-контроль управления  Президента РФ, который осуществляет свою деятельность на основе положения о нем. Осуществляется контроль за исполнением актов и поручений президента РФ, осуществляет контроль за ходом исполнения положения из Послания Президента, отвечает за исполнение сметы доходов и расходов администрации президента.

-полномочия представителей президента в федеральном округе. Осуществляет контроль за исполнением актов президента в округе, может проводить проверки об использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности в округе.

Контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

-отвечают за  проведение единой государственной финансовой, налоговой, кредитной политики.

-имеет право осуществлять внутренние и внешние заимствования и контроль за их использованием.

-управление государственным и внешним долгом.

-осуществляют контроль за исполнением долговых обязательств.

В субъектах РФ:

-высший исполнительный орган субъекта РФ.

-временная финансовая администрация вводится в субъектах РФ по представлению правительства РФ, на основе решения ВАС РФ. Регулируется БК РФ главой 19. Сроком на 1 год в целях восстановления финансовой платежеспособности субъекта РФ. Проведение контроля за исполнением бюджета субъекта РФ.

Межведомственный контроль    08.10.10

Осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Бюджетный, налоговый, банковский, страховой, за противодействием легализации доходов, добытых преступным путем.

Бюджетный контроль осуществляет свою деятельность на основе положения о нем. Постановление Правительства от 15 июня 2004 года.

Задача – контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности. В субъектах РФ: осуществляются контрольные мероприятия через территориальные управления. Положения о них – Приказом Минфина от 11 июля 2005года.

Контрольные мероприятия – на основе административного регламента от 4 сентября 2007года № 75-т.

Федеральное казначейство – ведет учет операций со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями со средствами бюджетов.

Положение о казначействе, утверждено постановлением Правительства РФ от 0112.2004.

Существует в субъектах РФ.

По соглашению с федеральной службой бюджетного надзора территориальные отделения службы могут проводить проверки в отношении использования средств территориальных бюджетов, использования средств субъекта РФ.

Субъекты РФ имеют право создавать казначейства.

Налоговый контроль – это контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджет.

Осуществление возложено на Федеральную Налоговую службу.

Положение от 30 сентября 2004 года.

Территориальные органы – Приказом Минфина от 9 августа 2005

Имеют право осуществлять таможенные органы.

Федеральная таможенная служба

Положение от 26 июня 2006 года.

Органы внутренних дел – Департамент экономической безопасности.

В  субъектах также есть.