Финансовая система РФ. Источники финансового права. Финансово-правовые нормы, страница 10

2.  Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение граждан.

3.  Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий, межбюджетных трансфертов.

4.  На обслуживание государственного и муниципального долга

5.  На исполнение судебных актов.

Для финансирования незапланированных расходов в расходной части бюджета формируются резервные фонды.

Статья 81 БК РФ предусматривает формирование резервных фондов, исполнительных органов власти. Данные фонды формируются с целью финансирования расходов, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций.

Законодательные органы власти не имеют права формировать резервные фонды.

РФ,  субъекты РФ, муниципальные образования имеют право формировать резервные фонды РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и использовать их в соответствии с нормативными актами о соответствующих бюджетах. Статья 82 БК предусматривает формирование резервного фонда Президента РФ. Этот фонд не может использоваться для проведения выборов, агитацию, освещение своей деятельности.

Все незапланированные расходы бюджета финансируются с начала нового финансового года при условии включения их в  состав расходов на следующий финансовый год. В случае, если финансирование незапланированных расходов необходимо осуществлять в течение финансового года, то принимается нормативный акт, указывающий на источники доходов для осуществления данных расходов, порядок их получения и осуществления.

3.  Дефицит бюджета. Глава 13 БК.

Бюджетный фонд может иметь следующие состояния:

1.  Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

2.   Дефицит бюджета – состояние, при котором объем расходов превышает объем доходов.

3.  Сбалансированность бюджета – такое состояние, при котором объем доходов = объему расходов.

Причины возникновения дефицита бюджета:

Дефицит бюджета может возникнуть вследствие невозможности Правительства контролировать финансовую ситуацию в стране.

Дефицит бюджета может возникнуть вследствие отставания темпов поступления доходов по сравнению с темпами предстоящих расходов.

Также может возникнуть вследствие кризисных явлений в экономике.

Дефицит может возникнуть вследствие капитальных вложений в развитие экономики.

Пути преодоления дефицита бюджета:

1.  Данная мера действует при составлении проекта бюджета.  Статьей 92 БК устанавливаются предельно допустимые размеры дефицита бюджета.

Для федерального бюджета данный размер не может превышать размера не нефтегазового дефицита.

Для субъектов РФ данный размер не может превышать 15% объема их доходов без учета финансовой помощи.

Данный размер может быть для бюджета субъекта РФ уменьшен, в случае если объем межбюджетных трансфертов в предыдущие 2-3 финансового года составил  более 60% объема их доходов. В этом случае предельный размер – 10%.

Данный размер может быть увеличен в случае если нормативными актами о бюджете предусматривается продажа акций либо часть долевого участия в каком-либо капитале, то на предполагаемую сумму, полученную от продажу акций, размер может быть увеличен.

Для местных бюджетов размер не должен превышать 10% (без учета финансовой помощи). Данный размер может быть уменьшен, если за последние 2-3 года объем финансовой помощи составил более 70% - то 5%.

Может быть увеличен, если предусматривается продажа акций – то 15%.

2.  Осуществление заимствований.

В случае превышения установленных размеров дефицита бюджета по окончании финансового года, виновные лица привлекаются к ответственности.

Преодоление дефицита федерального бюджета.

Объем не нефтегазового дефицита устанавливается в абсолютном размере.

Данный размер согласно БК, не должен превышать 4, 7 запланированного на финансовый год объемов ВВП.

Изменения и поправки, внесенные в БК ФЗ от 30 сентября 2009 года предусматриваютс приостановление этой нормы до 1 января 2014 года.

Преодолевается при помощи нефтегазового трансферта.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть доходов, получаемых от продажи углеводородного сырья, сопутствующих ему компонентов и вывозных пошлин.

Размер нефтегазового трансферта не должен превышать 3, 7 запланированного объема ВВП.

В случае недостаточности доходов от нефтегазовых поступлений недостающие средства берутся из резервного фонда.

Резервный фонд формируется за счет средств, поступающих в него и оставшихся после осуществления нефтегазового трансферта.

Размер резервного фонда устанавливается в размере 10% от запланированного объема ВВП.

В случае если нефтегазовые доходы превышают размер, необходимый для создания резервного фонда (10%), то эти средства идут в фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния формируется для преодоления дефицита Пенсионного Фонда.

Данный 1 % не нефтегазового дефицита финансируется за счет источников финансирования дефицита бюджета.

Если средств недостаточно, то в данном случае используются средства инвестиционного фонда.

Бюджетный процесс.   05.11.10

Понятие, принципы, стадии и участники.

-это институт бюджетного права. Направлением является принятие нормативного акта о бюджетах и бюджете государственных внебюджетных фондов, их исполнение и контроль за их исполнением.

Статья 6 БК РФ.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельностью органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроль за их исполнением, осуществление бюджетного учета, сост. Внеш. Проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Стадии.

1)  Составление проекта бюджета.

Начинается в конце финансового года и заканчивается в момент внесения высшим исполнительным органом власти законопроекта о бюджете в законодательный Орган власти.

2)  Рассмотрение проекта бюджета.

Начинается с момента внесения законопроекта в законодательный орган власти и заканчивается принятием нормативного акта о бюджете.

3)  Стадия утверждения бюджета

Начинается в момент передачи закона о бюджете в Совет федерации. Заканчивается в момент подписания Президентом и предании его обнародованию.