Финансовая система РФ. Источники финансового права. Финансово-правовые нормы, страница 13

-отчеты об исполнении бюджета направляются для внешней проверки в органы финансового контроля.

-отчеты об исполнении местных бюджетов до 1 апреля должны быть отправлены. Срок проверки – 1, 5 месяца.

-отчет об исполнении федерального бюджета – до 1 июня.

Федеральное казначейство направляет отчет об исполнении федерального бюджета в министерство финансов, а министерство финансов в правительство РФ.

Правительство РФ утверждает бюджетную отчетность и до 1 августа направляет бюджетную отчетность в ГД.

Органы финансового контроля осуществляют внешнюю проверку.

Счетная палата РФ составляет заключение по исполнению федерального бюджета до 1 сентября.

ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета на основе доклада министра финансов, председателя счетной палаты, могут быть заслушаны доклады Генерального прокурора РФ, Председателя Конституционного суда, Председателя Высшего Арбитражного суда, Председателя Верховного суда.

На основании докладов ГД принимает решение:

1)  Утвердить ФЗ «Об исполнении федерального бюджета»

2)  Отклонить: нормативный акт направить в высший исполнительный орган власти, который в течение 1 месяца должен устранить все неточности и опять внести на рассмотрение в ГД.

ГД должна утвердить ФЗ «Об исполнении федерального бюджета»до 1 октября.

Налоговое право

Основные начала налогового права

1.  Налог. Понятие, признаки, функции

2.  Налоговая система

3.  Принципы налогообложения

4.  Таможенные платежи

1.  Понятие налога.

Статья 8 НК РФ налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в  форме отчуждения части принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения государства и МСУ.

Признаки налога:

1.  Обязательность налога

Платить налоги – конституционная обязанность (статья 57 КРФ)

2.  Индивидуальная безвозмездность. При уплате на лога со стороны государства или муниципального образования налогоплательщику не оказываются никакие услуги и денежные средства обратно не возвращаются.

3.  Налоги уплачиваются в бюджет

Налоги – основной источник формирования бюджетных фондов

4.  уплата налога – в денежной форме. Запрещается уплата налогов имуществом.

Наряду с налогами есть такие обязательные платежи как сборы и пошлины.

Это обязательные платежи, при уплате которых со стороны органов государственной власти и МСУ в отношении налогоплательщиков осуществляются юридически значимые действия, то есть сборы и пошлины носят возмездный характер.

 Сборы и пошлины являются разовыми платежами, а налог – постоянным.

Функции налога:

1.  фискальная. Происходит отчуждение части денежных средств от организаций и физических лиц.

2.  Распределительная. Налоговое бремя распределяется между физическими и юридическими лицами.

3.  Контрольная. Контрольную функцию нельзя отождествлять с налоговым контролем.

Ее сущность заключается в контроле за эффективностью каждого налога.

4.  Регулирующая функция:

А) стимулирующая – налоговые льготы и преимущества

Б) дестимулирующая – повышенные налоговые ставки.

Виды налогов:

1.  В зависимости от государственного устройства:

-федеральные

-региональные

-местные

2. в зависимости от способов взимания:

- прямые – которые уплачиваются непосредственно налогоплательщиком в случае обладания им объектом налогообложения

-косвенные – те, которые являются надбавкой к стоимости товара, уплачивает их покупатель товаров. В бюджет вносит налоги производитель или организация, оказывающая услуги.

2) налоговая система (НС)

Нет законодательного определения налоговой системы.

Глава 2 НК система налогов и сборов. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что это и есть понятие НС.

Глава 2 устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира, водных и биологических ресурсов и государственная пошлина.

Перечень региональных налогов:

Транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций.

Перечень местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК.

Региональные – НК и законодательством субъектов о налогах.

Местные – НК и нормативными актами МСУ

Нельзя устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные в НК.

Система налогов и сборов Уже налоговой системы.

Налоговая система:

-отношения, связанные с определением налоговой политики государства

- отношения, связанные с установлением и введением налогов

-правовое положение налоговых органов

-отношения, связанные с установлением правового статуса налогоплательщиков

-система налогов и сборов

-отношения, связанные с проведением налогового контроля

-отношения, связанные с защитой прав налогоплательщика.

НС – система общественных отношений в области налогообложения.

3) принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были зафиксированы Адамом Смитом в 1776 году в работе «Исследования о причинах и принципах богатства народов».

Следующие принципы:

1.  Принцип определенности.

Каждый подданный должен знать, какие налоги и когда он должен платить.

2.  Подданные должны уплачивать налоги в то время и тем способом когда это удобно.

3.  Соразмерность. Возможность исполнения обязанности уплаты налога.

Сейчас в налоговом законодательстве и КРФ предусмотрены следующие принципы:

1.  Принцип обязательности. Каждый обязан платить налоги.

2.  Принцип всеобщности

3.  Принцип законодательного установления налога. Платежи, которые обладают признаками налогов но не установлены в должной правовой процедуре не являются налогами.

4.  Принцип равенства и недискриминационности независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и другие.

5.  Экономическое основание