Правовое регулирование эксплуатации железнодорожных подъездных путей, страница 9

При расчете интервала между подачами необходимо учитывать возможность обеспечения своевременной переработки всех вагонов, поступающих на подъездной путь и возвращаемых с него. Интервалы между подачами должны полностью обеспечивать подачу вагонов под погрузку в соответствии с принятой заявкой. Поэтому количество подач, интервалы между ними зависят от среднесуточного вагонооборота подъездного пути и количества вагонов в подаче. Чем больше вагонов в подаваемой партии вагонов, тем меньше требуется подач для обеспечения объема переработки и тем больше могут быть интервалы между ними. В свою очередь, наибольшее количество вагонов в подаче зависит от длины выставочных путей, мощности локомотива, профиля пути, вместимости фронтов погрузки и выгрузки, наличия путей для перестановки вагонов у этих фронтов, маневровых средств для такой перестановки.

Расписание подачи и уборки вагонов составляется начальником станции совместно с обслуживаемым предприятием с учетом графика движения поездов, технологии работы подъездного пути и станции примыкания и утверждается начальником отделения дороги. В договоре на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов лишь указывается, что предусмотрена подача вагонов по расписанию. Расписание подачи и уборки вагонов при необходимости может пересматриваться, в частности при изменении графика движения поездов.

При большом грузообороте предприятия всегда стремятся предусмотреть подачу и уборку вагонов по расписанию или через интервалы, поскольку в этом случае им легче заранее подготовиться к погрузочно-разгрузочным работам. Железной дороге удобнее подача вагонов по уведомлениям, так как в этом случае нет необходимости дождаться времени, установленного расписанием, или истечения интервала времени ни после предыдущей подачи.

Поскольку подача по расписанию или через интервалы замедляет оборот вагона, нельзя применять такой порядок подачи при среднесуточном грузообороте менее 50 вагонов. Подача вагонов по уведомлениям, как правило, ускоряет оборот вагонов, она возможна и при среднесуточной погрузке и выгрузке более 50 вагонов, но только по соглашению сторон.

При подаче вагонов по уведомлениям часто возникают споры об определении времени передачи уведомлений. Уведомление о подаче вагонов должно передаваться станцией не позднее чем за 2 часа до подачи, но может подаваться и за больший срок, который указывается в договоре.

Магистральный железнодорожный транспорт работает круглосуточно. Поэтому прием уведомлений о подаче вагонов на подъездной путь и прием вагонов должны быть организованы круглосуточно.

Промышленные предприятия, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта, обязаны обеспечить погрузку и выгрузку вагонов равномерно в течении суток и во все дни недели, в том числе в выходные и праздничные дни. Органы хозяйственного суда отклоняют требования предприятий об ограничении подачи вагонов в выходные и праздничные дни, а также в ночное время суток (кафедра УЭР – режимная технология).

Однако, если Советом Министров РБ или другим правомочным на то органом будет сделано для отдельного предприятия исключение, хозяйственный суд устанавливает порядок подачи и уборки вагонов на данный подъездной путь с учетом принятого этими органами решения.

При своевременной подаче по уведомлению вагоны зачисляются на простой с момента фактической подачи. Если же вагоны поданы ранее срока, указанного в уведомлении, они зачисляются в указанный в нем срок.  В ряде случаев предприятие лишено возможности сразу же приступить к выгрузке вагонов по независящим от него причинам. Например, когда прибывшие грузы выдаются по требованию получателя с проверкой массы и количества мест с участием представителя железной дороги (§ – Правил выдачи грузов, перевозимых железнодорожным транспортом). В подобных ситуациях снятие пломб (ЗПУ) с вагона до явки представителя железной дороги невозможно. Поэтому при несвоевременной явке представителя железной дороги для проверки состояния грузов вагоны должны зачисляться на ответственный простой за получателем с момента явки представителя железной дороги, а нефактической подачи вагонов под выгрузку (пример – ).