Интерактивная сторона общения. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Аффилиация, дружба, любовь. Манипуляция

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 5.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

3 часа

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Актуальность темы. Взаимодействие (интеракция) – одна из сторон общения; наряду с другими функциями общения – коммуникацией и социальной перцепцией, взаимодействие создает полную картину общения. Реализуя эту функцию, люди (субъекты общения) воздействуют друг на друга, устанавливают определенные отношения, осуществляют совместную деятельность, помогают друг другу или, напротив, мешают, а иногда даже противодействуют. Люди, общаясь, не просто передают друг другу информацию – они могут дружить или враждовать, конкурировать или соединять усилия; более того, одно присутствие посторонних лиц может серьезно влиять на поступки человека, как в позитивном, так и в негативном плане.

Человек стал человеком, таким, как он есть, только в результате совместной деятельности с себе подобными. Подавляющее большинство наших действий, слов, даже мыслей мы создали не сами; мы почерпнули их у кого-то другого, усвоили в ходе социального взаимодействия. Организуя свою деятельность, люди проявляют совместную активность, распределяют вклад каждого, конфликтуют и мирятся, выстраивают различные формы отношений.

Знание основ социального взаимодействия необходимо каждому, кто работает в коллективе, чья деятельность прямо или косвенно связана с человеческими взаимоотношениями. Для специалиста, чья деятельность связана с медицинской и социальной сферой, это особенно актуально.

Цели изучения данной темы:

Номер цели

Содержание цели

Обучающийся будет иметь представление:

1.

О роли взаимодействия в структуре общения.

2.

О классификации типов взаимодействия.

Обучающийся будет знать:

3.

Особенности кооперации и конкуренции в общении.

4.

Сущность социальной фасилитации и социальной ингибиции.

5.

Характер аффилиации, любви и дружбы как форм взаимодействия.

6.

Свойства и различия таких форм взаимодействия, как убеждение, внушение, заражение.

Обучающийся будет понимать:

7.

Значение подражания как взаимодействия.

Обучающийся будет уметь:

8.

Распознавать манипуляцию в общении.

1. Кооперация и конкуренция

Социальное взаимодействие, как понятие, имеет как широкое, так и узкое толкование.

Если понимать социальное взаимодействие максимально широко, то под ним подразумевается любая взаимосвязь индивидуумов между собой. Взаимодействуя, индивид, во всяком случае, понимает, что кроме него, есть еще и другие люди, с собственными особенностями и интересами. Такими взаимодействиями наполнена вся наша жизнь. Если же взаимодействие понимается более узко, то оно трактуется как способ реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.  Таково взаимодействие на производстве.[1]

Существует бесконечное количество всевозможных разновидностей человеческих взаимодействий. Чаще всего, однако, взаимодействия делят на два полярных класса: кооперация и конкуренция. Действительно, люди могут либо организовывать совместную деятельность, устранять препятствия на этом пути и вместе добиваться совместных успехов, либо же, напротив, препятствовать друг другу в достижении запланированного. Наконец, они могут конфликтовать друг с другом.

Такая форма взаимодействия, как конфликт, носит много специфических черт. Г.М. Андреева считает конфликт наиболее яркой формой конкуренции. Тем не менее, конфликт и конкуренцию не следует объединять вместе. Конфликт представляет собой отдельную, самостоятельную форму взаимодействия. Поэтому и в этой книге конфликт будет рассматриваться отдельно.

О конкуренции следует говорить тогда, когда социальное взаимодействие происходит строго в рамках определенных, признанных обеими сторонами правил. «По правилам» можно конкурировать, но нельзя конфликтовать. Правила эти, в частности, заключаются в том, что взаимодействие ограничивается некоторой узкой сферой, в которой выстраиваются конкурентные отношения. За пределами этой узкой сферы никакого противостояния между конкурирующими сторонами не происходит. Кроме того, в условиях конкуренции каждый заинтересован в собственном успехе, а не в том, чтобы «утопить» соперника, пусть и ценой собственного провала.

Существует достаточно ситуаций, когда люди или человеческие сообщества находятся в состоянии конкуренции, но не вступают при этом в конфликт. Например, бегуны, которые группой несутся к финишу, несомненно, конкурируют друг с другом, поскольку их много, а золотая медаль только одна; но между ними нет никакого конфликта. За пределами этой конкурентной ситуации бегуны никак не противостоят друг другу: они действуют согласно общегражданским законам, они общаются друг с другом, уважают друг друга и могут даже поддерживать дружеские отношения. Два боксера на ринге чувствительно колотят друг друга, и при этом они конкурируют за пояс чемпиона; но конфликта между ними все-таки нет. Окончив поединок, боксеры обнимаются, чтобы показать всем окружающим, что за пределами поединка на ринге они не враги, а коллеги. Две автомобильные или фармацевтические фирмы конкурируют за рынки сбыта, но конфликта между ними обычно тоже нет.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
199 Kb
Скачали:
0