Интерактивная сторона общения. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Аффилиация, дружба, любовь. Манипуляция, страница 2

Бывает и обратная ситуация: например, милиционер и преступник находятся в состоянии конфликта, но не конкуренции. Или, скажем, человек может вступать в конфликт сам с собой. Внутренние конфликты широко известны; однако и в этом случае о конкуренции субъекта с субъектом всерьез говорить не приходится. Личность не может конкурировать сама с собой. А вот конкуренция мотивов в поведении человека – явление достаточно обычное.

Кооперация – это координация, совместное применение физических и умственных сил участников некоторого совместного действия. При этом усилия отдельных участников взаимодействия претерпевают некоторую специализацию. Так, общественное разделение труда есть форма кооперации.

В ходе кооперации удовлетворение потребностей каждого участника происходит лишь тогда, когда удовлетворены потребности всех. В этом случае каждый участник взаимодействия работает уже не только непосредственно «на себя»; он трудится в интересах сообщества, а значит, и в своих собственных интересах; иначе говоря, «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.[2]

Г.М. Андреева подчеркивает, что не всегда кооперация представляет собой социально приемлемую форму взаимодействия. Проще говоря, не всякую кооперацию нужно приветствовать. Все зависит от содержания деятельности. Точно так же и конфликт не всегда имеет антисоциальный характер. Если совместная деятельность направлена, например, на совершение противоправных поступков, скажем, при совершении кражи или ограбления, при хулиганских действиях, то такую кооперацию, конечно, поддерживать не следует; она антисоциальна.[3] И уж конечно, совершенно недопустимы кооперативные отношения между преступниками и представителями власти.

2. Подражание

Подражание – самостоятельное копирование чужих действий. В деятельности каждого человека гораздо больше подражательных, заимствованных, чем полностью самостоятельных поступков. Например, речь в значительной мере формируется посредством подражания, и только опираясь на услышанное от других людей, человек дополняет ее собственными, самостоятельно сконструированными речевыми формами. Этим обеспечивается общность речи, ее понятность окружающим. Ходьба, жесты, множество других элементарных актов поведения могут быть усвоены лишь путем подражания. Например, ходить на двух ногах ребенок может только, подражая в этом взрослым. Бывает, что примеров для такого подражания у ребенка нет. Это наблюдается в тех исключительных случаях, когда ребенка воспитывают дикие звери (дети – «маугли»). Такие дети перемещаются на четвереньках, потому что воспитавшие их животные передвигались именно так.[4]

Человек разумен только потому, что он может усваивать опыт других людей, сконцентрированный общественный опыт. В присвоении общественного опыта ведущую роль играет подражание. При помощи подражания еще в раннем дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, поведенческие нормы, нормы речи. Разумеется, все многообразие речевых форм человек осваивает сам; но без подражания приобрести способность к членораздельной речи невозможно.

Можно утверждать, что основной инстинкт у человека – это именно подражательный инстинкт. У любого другого живого существа инстинкт – это целостная и неизменная поведенческая программа, которая существует вместе с биологическим видом и исчезает вместе с ним. Но у человека инстинкт оказывается только формой, которая может, при подражании, заполниться любым содержанием. Какому действию человек подражает, таким и станет результат подражания. Поэтому инстинктивная деятельность у человека отличается не жестким, а напротив, гибким и изменчивым результатом. Однако сама подражательная деятельность все время сохраняется, если только есть объект подражания – человек или группа людей, чье поведение мы готовы воспроизводить. Когда человек находится в одиночестве, объекта возможного подражания у него нет. Но стоит нам оказаться в обществе других людей, как мы немедленно проявляем готовность им подражать; мы наше внимание обостряется, а уровень бодрствования повышается.