Интерактивная сторона общения. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Аффилиация, дружба, любовь. Манипуляция, страница 8

5. Заражение, внушение и убеждение

В процессе общения люди передают друг другу разнообразную информацию. Об этом говорилось выше, когда мы рассматривали о коммуникативной стороне общения. Передавая информацию, люди тем самым воздействуют на поведение окружающих, изменяют его, влияют на их деятельность; вот почему такие социально-психологические феномены, как заражение, внушение и убеждение, уместно рассматривать в данной главе. Результаты же таких воздействий будут обсуждаться ниже – там, где речь пойдет о поведении человека в группе.

Заражение – это неосознанная передача определенного эмоционального состояния от одного человека к другому. Особенно заметно это явление в человеческой массе. При этом у общающихся людей происходит многократное взаимное усиление эмоциональных состояний. Эмоции передаются от одного человека к другому со скоростью пожара. Это происходит как раз потому, что человек в окружении себе подобных выражает повышенную готовность подражать. Им овладевает выжидательное внимание; ведомый могучим подражательным инстинктом, он готов подхватить ту эмоцию, которую своим поведением выражают окружающие его люди.

Как уже говорилось выше, присутствие других людей вызывает преобладание возбуждения над торможением. Уровень бодрствования в этом случае повышается, активность коры головного мозга каждого человека возрастает; это приводит к тому, что все эмоциональные реакции приобретают чрезмерный, порой даже уродливый характер.

Примером эмоционального заражения являются, например, религиозные экстазы; в состоянии экзальтации и перевозбуждения люди часто становятся жертвой иллюзий восприятия; если эмоциональный настрой людей связан с одновременным осмыслением какого-либо определенного образа, возможно возникновение массовых галлюцинаций. Именно это дает научное объяснение чудесам христианской церкви. В большом собрании верующих, охваченных религиозным экстазом, люди могут увидеть несуществующие предметы, изображения на стенах храмов и т.п.

Нечто подобное описано в известном сочинении Густава Лебона, со слов лейтенанта Жюльена Феликса. История происходит в XIX веке. Буря разлучила в океане два корабля. На одном из них (на фрегате «La Belle Poule») моряки дружно вглядывались в морскую даль, пытаясь отыскать исчезнувшее судно. Вдруг один матрос закричал, что он видит в океане плот с людьми. Тотчас же этот плот заметили и все другие моряки этого корабля. Они отчетливо видели людей на этом плоту, различали, что эти люди зовут на помощь, и даже отчетливо слышали гул их голосов. Но спущенная на воду шлюпка не нашла никакого плота; вместо него обнаружились только плавающие ветки с листьями, сорванные бурей с деревьев на соседнем берегу. Иллюзия, конечно, тут же рассеялась.[15]

Такой феномен позволяет социальным психологам делать парадоксальный вывод: чем больше было очевидцев у какого-либо события, тем меньше оснований верить, что это событие действительно происходило.

Заражение может приводить к возникновению массовых психозов. При появлении какой-либо пугающей или непонятной новости, в условиях дефицита информации заражение способно приводить к панике. Заражение способно передавать и восторг. В ситуации массовых зрелищ заражение способно довести толпу до эмоционального исступления; такие эффекты возникают при выступлении эстрадных знаменитостей, известных ораторов, которые стремятся «завести» эмоции толпы. Заражение приводит к агрессивным проявлениям толпы, например, при бесчинствах футбольных болельщиков.

Заражение порождает не только эмоции асоциальной направленности. Солдаты, бегущие в атаку и проявляющие массовый героизм на поле битвы, рискуют своей жизнью также под влиянием заражения.

Таким образом, заражение достигается в большей мере поведением, чем словами. Склонность к заражению зависит от эмоционального настроя; чем сильнее человек возбужден, тем легче он поддается эмоциональному заражению.

Внушение – воздействие на поведение других людей, которое достигается главным образом словами; при внушении происходит апелляция к бессознательному, к эмоциям. Внушение всегда основано на авторитетном источнике. Иначе говоря, внушение – целенаправленное воздействие человека на собеседника или на целую группу людей.