Интерактивная сторона общения. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Аффилиация, дружба, любовь. Манипуляция, страница 4

Социальная фасилитация (от англ. facilitate – облегчать) – это повышение эффективности (скорости, продуктивности) деятельности индивида в присутствии других людей. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В.М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л.В. Ланге и др.). Давно замечено, что при определенных условиях одного присутствия других людей достаточно, чтобы улучшить результата труда, или, например, повысить спортивные достижения.

Эти «другие люди», влияющие на спортивный или трудовой результат, могут быть просто зрителями, но иногда выступают и как конкуренты. Каждый спортивный тренер знает, что даже самого лучшего бегуна нельзя пускать бежать к финишу одного: никакого рекорда он в этом случае не покажет. Нужно пускать вместе минимум двух бегунов примерно одинаковой силы – только тогда один из них может достичь рекордного результата.

Один из классических экспериментов такого рода поставил еще на рубеже XX в. американский психолог Норманн Триплетт. Он предлагал группе детей выполнить простое задание – с максимально быстро намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. Было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н. Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость, когда они соревнуются только с секундомером.[6]

Один из примеров социальной фасилитации был зафиксирован наблюдателями во время спортивных соревнований на велосипедном треке. Велосипедисты едут на велотреке по замкнутому маршруту, но, в отличие от обычного стадиона, трибуны со зрителями расположены только с одной стороны велосипедной трассы. Было выявлено, что все велосипедисты, проезжая мимо зрителей, непроизвольно совершают рывок вперед – даже и в том случае, если это вредит успеху, потому что нарушает согласованный с тренером тактический план заезда.

Социальная ингибиция (от лат. inhibere – сдерживать) – явление, противоположное социальной фасилитации. При социальной ингибиции производительность деятельности, напротив, снижается, когда она происходит в присутствии других людей; падает ее скорость и качество. Социальная ингибиция может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении.

Почему же в одних случаях присутствие посторонних улучшают результаты деятельности, а в других – наоборот?

Точно установлено, что феномен «фасилитация – ингибиция» принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой (механической) деятельности. Это соответствует гипотезе Роберта Зайонца (Zajonc), подтвержденной во множестве экспериментов.

Если деятельность сложная, требует интеллектуального усилия, то присутствие наблюдателей снижает успешность. Если деятельность простая, привычная, то наличие наблюдателей только наращивает ее качество.

Кроме сложности самой деятельности, имеет значение, насколько хорошо человек овладел ею. То, что сложно для новичка, кажется очень простым опытному профессионалу.

Дело в том, что присутствие других людей всегда является возбуждающим фактором, повышающим уровень бодрствования человека (в опытах на животных прослеживается то же самое – присутствие других особей своего вида тоже приводит к возбуждению). Возбуждение же всегда усиливает доминирующую реакцию. При возбуждении у человека нарастает эмоциональное напряжение. Если деятельность автоматизирована и совершается фактически помимо сознания (как это бывает при механической работе), то эмоции не мешают, а наоборот, ускоряют процесс. Если же для успешной деятельности требуется активное участие актуального сознания, то нахлынувшие при возбуждении эмоции сильно мешают, а могут даже привести к  распаду деятельности. Повышенное возбуждение, например, улучшает выполнение простых задач, например таких, как разгадывание анаграммы типа «лебх» (хлеб), в которых решение напрашивается само собой. Если же задача сложная и правильный ответ не очевиден, возбуждение препятствует правильному разгадыванию анаграммы.[7]