История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 9

Развитие информационно-компьютерных технологий позволили создавать информационные системы постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени.

Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, сделала возможной свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усилила значимость международной логистической координации. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех местах, где можно было найти наиболее дешевое сырье, компоненты, трудовые ресурсы. В 1990-х годах стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, направленные на создание международных логистических центров физического распределения товарных потоков.

Во многих странах за последние 15 лет был принят целый спектр законов, предусматривающих сокращение государственного сектора на транспорте, что предполагает улучшение транспортного сервиса, снижение цен и тарифов.

Концепция всеобщего управления качеством, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира в рассматриваемый период, представляет собой управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Этот подход позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом [28].

1980-е годы отмечены бурным ростом союзов и альянсов в бизнесе, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции. Благодаря концепции интегрированной логистики партнеры по бизнесу начали искать пути продуктивной координации в планировании и управлении запасами готовой продукции, транспортировке, грузопереработке, организации продаж. Многие логистические союзы были созданы традиционными конкурентами в области оказания специализированных услуг на транспорте, в системе оптовой торговли и дистрибьюции.

Развитию делового сотрудничества в логистике способствовали принятые правительствами многих стран юридические акты и поправки к законам, смягчающие антитрестовское законодательство и ориентированные на реструктуризацию организаций бизнеса в целях развития межфирменной, межотраслевой и международной кооперации.

Как показывает анализ исторического опыта, идеи интеграции или логистики становились актуальными в периоды экономического кризиса. Используя метод исторических аналогий, можно предположить, что современное экономическое состояние в нашей стране является своеобразной питательной средой для реализации логистических принципов в отечественной экономике. Об этом говорит резко возросшее количество публикаций, посвященных логистике*, а также множество практических примеров реальных логистических цепочек и систем, о которых будет сказано в следующих главах. Этот процесс объективен, поскольку с разрывом старых, зачастую искусственных и неэффективных производственно-хозяйственных связей возникает острая необходимость создания логистических систем предприятий, отраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических цепей, основанных на рыночных отношениях.

История становления логистики была обобщена д-ром Г. Штабенау (Германия), который предложил выделить четыре основные фазы в развитии современной гражданской логистики [18].

Первая фаза — в 60-х годах развитие логистики в США связано с оптимизацией распределения продукции (физика распределения). Создается комитет по "физическому" распределению. В это время в США изменился рынок покупателей и продаж, родилась современная философия маркетинга: сервис поставок обеспечивался надежностью и устойчивостью доставки товаров. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки и разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. В логистическую систему объединялись только два элемента: склад и транспорт. Частично учитывались интересы потребителя.