История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 5

В последние годы растет доля фирм, не входящих ни в одну из этих категорий, поскольку работают исключительно на формирование нового спроса за счет инноваций. Они создают прототип, проект или идею нового продукта, для производства и реализации которого еще не выстроена логистическая цепочка. Если новый продукт вызывает интерес на рынке, то в дальнейшем либо на основе этой инновационной фирмы создается логистическая цепь, либо фирма продает свои разработки одной из существующих логистических систем, либо происходит интеграция этой фирмы с существующей системой в виде одного из элементов ее звена, выполняющего сбытовые функции.

В современной отечественной экономике ситуация, с точки зрения логистики, несколько сложнее. Можно выделить следующих "игроков" рынка: бывшие государственные квазилогистические системы, имеющие слабо приспособленную к рыночным условиям линейно-функциональную структуру; вышедшие из состава крупных предприятий, функционально-обособленные организации; частные фирмы, находящиеся на ранних этапах развития своей организационной структуры и работающие преимущественно в области распределения и услуг; эффективные логистические объединения, предметы труда или продукция которых имеют явно выраженный потоковый характер, например сырьевые ресурсы (нефть, газ, но не уголь и руда) и финансовые потоки; эффективные логистические объединения, предметы труда или продукция которых является массовой, но не носит явно выраженного потокового характера, например некоторые металлургические предприятия, торгово-закупочные фирмы.

Присутствующие на отечественном рынке бывшие государственные предприятия, зачастую оставшиеся монополистами, во первых, обладают в большинстве случаев низкой степенью адаптируемости к рыночным условиям (поскольку работают в рамках устоявшейся технологии, сложившейся организационной структуры и т.д.), а во вторых, затрудняют проникновение на рынок более гибких, но мелких частных предприятий. Недостаток "критической массы" предприятий на рынках всех, а не только распределительных и торговых, логистических функций не позволяет говорить о том, что отечественная экономика находится на этапе логистизации.

Тем не менее, объективное стремление любого процесса к минимизации затрат приведет, очевидно, к формированию "новых" логистических структур в рамках существующих крупных предприятий или объединений, а с другой стороны — к структурному распаду негибких в экономическом смысле предприятий и образованию частных фирм, являющихся "питательной средой" для образования логистических систем.

Следует обратить внимание на то, что в процессе становления и развития логистической экономики постепенно вырождаются проблемы взаимоотношения между элементами-участниками логистической системы. Точнее — эти проблемы переходят на новый уровень. Здесь предприятия-смежники в рамках логистической системы не конкурируют между собой, не пытаются различными путями повысить свои экономические, технические или технологические показатели за счет смежника, а работают на общий результат — снижение себестоимости конечного продукта. Проблема взаимоотношений со смежниками в логистической системе, таким образом, становится проблемой эффективного взаимодействия с целью беспрепятственного пропуска и передачи с элемента на элемент материальных, информационных, финансовых потоков и потоков услуг. Если какое-то предприятие, работая с низкой эффективностью, вступает в противоречие со смежными элементами логистической системы, то в условиях насыщенного рынка производителей несложно найти замену такому "дефектному" звену логистической цепи.

Таким образом, логистическая система или цепочка, являясь наиболее эффективной для современной экономики организационной формой, основана на тесном взаимодействии небольших (по численности) децентрализованных и высокоспециализированных производств (организаций), характеризующихся низкой степенью формализации управления и находящихся на этапе развития или оптимального функционирования.