История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 10

Вторая фаза (середина 80-х годов) связана с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации и робототехники. Европейский и американский ответ на экономическую агрессию Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов, заключающемся в интеграции планирования и управления производством и распределением. Таким образом, к взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третья фаза проходит в настоящее время. Реализуется одна из основных целей логистики — доставка грузов "точно в срок" с широким использованием электроники и оптимизации производства. На текущем этапе совокупность добывающих отраслей, транспорта, складов, производства и распределения приобретает целостный характер.

Четвертая фаза — будущая логистика. В ней с позиций системного подхода, т.е. как единая система, рассматривается производство, снабжение, подготовка продукции и потребление. В итоге должна быть создана "электронная" интегрированная логистика.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

Контрольные вопросы и задания

1.  Подберите конкретные исторические примеры для иллюстрации исторических этапов развития логистической экономики.

2.  Сопоставьте этапы развития логистической экономики с историей экономической мысли, приведите ссылки и цитаты из работ экономистов разных времен.

3.  В какой области человеческой деятельности впервые были сформулированы и применялись принципы логистики?

4.  Сопоставьте определение логистики, данное царем Леоном, с современным содержанием логистики. Перечислите общие моменты.

5.  Что, по Вашему мнению, является основной движущей силой развития логистики в настоящее время?

6.  Как Вы понимаете выражение "электронная интегрированная логистика"?

7.  Какие, на Ваш взгляд, факторы сдерживают использование логистических принципов при организации и управлении транспортом в СНГ.

8.  Сопоставьте исторические этапы развития логистики в ХХ-м веке и этапы развития логистической экономики. Найдите объяснения рассмотренным историческим фактам с позиции логистической экономики.

9.  Назовите и охарактеризуйте фазы развития современной гражданской логистики.

10.  Приведите конкретные примеры известных Вам научных достижений в различных областях, сделавших возможным применение идей логистики на практике.



* Интересно, что для рассмотренного процесса достаточно просто построить своеобразную индикаторную диаграмму, по аналогии с циклом Карно для двигателя внутреннего сгорания. Предлагаем читателю проделать это самостоятельно с целью более глубокого понимания движущей силы логистической экономики. Полезно также найти аналогии в логистической экономике таким понятиям, как "давление", "объем", "температура", "энергия" и "работа". Для построения диаграммы рекомендуем воспользоваться книгой П. Эткинса [34], в которой популярно излагаются основы термодинамики.

* См. библиографический список в конце пособия, а также пополняемый список изданий (книг, статей, сборников тезисов, диссертаций) по логистике в Internet по адресу www.madi.ru/winrus/Logistics/liter.html