История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 6

Анализируя "движущую силу" логистики, мы несколько раз затронули вопрос о связи логистики с другими фундаментальными и прикладными науками. Рассмотрим историю формирования и развития понятия логистика, как "синтетического" продукта множества научных направлений и областей знаний.

Первые упоминания о логистике появились достаточно давно. Так, еще в период Римской империи существовали служители, носящие титул "логисты" или "логистики" и занимающиеся распределением продуктов питания [1]. Древние греки понимали под логистикой несколько иное — искусство выполнения расчетов. В период наивысшего могущества Афин, по свидетельству Архимеда, в Греции было 10 логистов, выполнявших функции своеобразного вычислительного центра [9]. Разумеется, что методы расчета и распределения, применявшиеся в то время, не используются напрямую в современной практике. Но необходимо понимать, что уже в то время была актуальной идея справедливого (оптимального) централизованного распределения продуктов с использованием математических расчетов.

Несмотря на распространение научных расчетных методов в развитых древних цивилизациях, наукой, по мнению Г. Павеллека [28], логистика стала благодаря военному делу. Например, византийский царь Леон VI (865-912 гг. н.э.) дал для нее следующее определение: "Задача логистики — платить жалование армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и соответственно подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения продвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил". Процитированное определение неслучайно встречается практически в каждой книге по логистике. Дело в том, что оно поразительно точно соответствует современному содержанию логистики в том плане, что предусматривает использование системного подхода при управлении сложной системой, в данном случае — армией.

Военное дело во все времена было одной из наиболее развитых сфер человеческой деятельности. Требовалось не просто организовать продвижение и снабжение войск, особое значение имело именно оперативное продвижение и своевременное снабжение армии. При известных технических сложностях решение этих вопросов требовало от военачальников недюжинных организационных способностей, а также умения логически осмысливать и анализировать ситуацию.

Первым автором фундаментальных трудов по военной логистике является барон де Джомини. Он определил логистику как "практическое искусство движения войсками". Причем он утверждал, что логистика включает не только перевозки, а широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, строительством мостов, дорог и т.д. Логистика как сформировавшаяся военная наука продолжала свое развитие с середины XIX в. В России, согласно "Военному энциклопедическому лексикону" (1850 г.), под логистикой понималось "искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения." Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в материально-техническом снабжении американской армии, дислоцированной в Европе.

Так или иначе, во всех определениях логистики того времени речь идет о перемещении, движении. Действительно, ключевой операцией логистики является перемещение материального потока. Поэтому можно утверждать, что история развития логистики тесно связана с транспортом, совершенствованием технических средств и технологии перевозок.