История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 8

В период с середины 1950-х по 1970-е годы параллельно с широким распространением философии маркетинга появилось концепция общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, заменяя автомобильные перевозки товаров на авиационные, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на хранение. И хотя затраты на транспортировку возрастут, суммарные затраты в сети распределения продукции уменьшатся. Другими словами, впервые была найдена и практически применена взаимосвязь между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой и, соответственно, между двумя важнейшими элементами логистической системы: накопительным (складом) и транспортирующим.

В этот период транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки, устанавливают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии.

Интенсивное развитие логистики как научной дисциплины и практического метода началось в 70-х годах. Подъем логистики в те годы большинство специалистов связывают с энергетическим кризисом и резким ухудшением экономического состояния стран Западной Европы и США. За период с 1973 по 1980 гг. мировые цены на сырую нефть выросли в 4 раза. Острая нехватка высококачественных сырьевых ресурсов происходила на фоне усиления конкуренции. В то же время выросли общие логистические затраты, например в США в 2,7 раз за этот период, а проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости готового изделия, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляли расходы на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. (рис. 1.5) [9].

Подпись:  
Рис.1.5. Графики роста полных и логистических затрат
по этапам продвижения материального потока
Однако в этот период для большинства зарубежных фирм, заинтересованных в повышении прибыли, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрить логистическую интеграцию наталкивались на противодействие различных звеньев менеджмента, поскольку управляющие в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупки, транспортировку, грузопереработку. В результате они препятствовали проведению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм.

Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства и транспорта, а также распределения и рынка с широким привлечением разнообразных технических средств. Появились компьютерные системы контроля и управления производством, включая АСУ технологическими процессами. Начали разрабатываться и производиться новое транспортно-складское оборудование, новые виды тары и упаковки, появились первые автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов. Значительный экономический эффект удалось получить за счет применения в логистических системах стандартизированной тары и упаковки, прежде всего, внедрения стандартных типоразмерных рядов упаковок.

В период с 1980-х до середины 1990-х годов определяющей идеей логистики была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полной логистической цепи: "закупки – производство – дистрибьюция – продажи" для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами. Многие исследователи называют это время периодом "взлета" логистики. Успех логистики тогда основывался на ряде существенных изменений в мировой экономике. К основным из них следует отнести: внедрение дешевых и малогабаритных персональных компьютеров; глобализацию рынка; изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики; повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством; рост числа стратегических союзов и распространение идеи партнерства в бизнесе; появление новых организационных структур в бизнесе.