История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 4

Интерес здесь представляют уникальные отечественные теоретические разработки и практический опыт реализации логистических систем в период 20–80-х годов. Достаточно вспомнить такие масштабные проекты, как ГОЭЛРО, развития металлургической, машиностроительной отраслей, системы железнодорожного транспорта и т.д. Следует понимать, что эти промышленные системы мы называем логистическим условно, поскольку они обладают рядом характерных признаков, присущих современным логистическим системам. Наиболее значимый признак – это согласованное, скоординированное функционирование всех элементов логистической системы для достижения общей для всей системы цели. Скоординированное действие элементов достигается разными способами, в советской экономике согласование осуществлялось, главным образом, командно-административными методами управления на основании единых, в известной степени сбалансированных, планов.

Очевидный успех приведенных в пример глобальных отечественных проектов не в последнюю очередь зависел от достижений в области прогнозирования и математического моделирования. Напомним читателю, что именно в 30–40-ые годы зародилось такое направление математики, как линейное программирование, изучающее, в частности, транспортные задачи [23]. Решение задач оптимального планирования перевозок (ресурсов, затрат и т.д.) призвано было заменить отсутствующие рыночные механизмы регулирования.

Рассмотренные отечественные прототипы логистических систем функционировали достаточно эффективно в условиях наличия сильной мотивации работников к труду (годы первых пятилеток), подкрепляемой высокой дисциплиной в 30–50-е годы. Постепенное ослабление этих мотивов в 60–80-е годы привело к снижению эффективности и полному развалу отечественных квазилогистических логистических систем. Основная, на наш взгляд, причина снижения мотивации заключается в отсутствии ясности для людей видимой (конкретной) цели работы Советской экономики. Очевидно, что целью логистической (да и любой другой производственной) системы не может быть работа на собственное развитие, а тем более, на развитие смежных (в границах отрасли, национальной экономики, социалистического лагеря) промышленных систем. Декларируемая цель повышения благосостояния трудящихся на практике не достигалась, поскольку система распределения материальных благ работала по тому же принципу (была квазилогистической), а следовательно, не удовлетворяла и не стимулировала рост платежеспособного спроса.

Цель логистической системы в современном ее понимании заключается в эффективном продвижении (переработке) потоков с минимальными затратами. Словосочетание "эффективное продвижение" означает своевременное и полное удовлетворение запросов последнего элемента в логистической цепи — потребителя. Понятно, что спрос формируют не кто-нибудь, а те же самые работники предприятий, организаций, фирм, образующих логистические системы. Чем эффективнее функционируют логистические системы, тем качественнее и с меньшими затратами удовлетворяется спрос на их продукцию и тем выше доходы предприятий – элементов логистических систем, а следовательно, и доходы их работников, формирующих в конечном итоге платежеспособный спрос. Описанная схема является, разумеется, сильно упрощенной*, однако в целом верно описывает известную формулу "товар – деньги – товар" в условиях логистической экономики. Как точно заметил по этому поводу владелец CNN Тэд Тернер: "Чем больше отдаешь, тем больше получаешь" [33].

В экономике развитых стран (экономике четвертого этапа) с точки зрения логистики существуют три ключевых элемента: потребители, формирующие спрос; предприятия, организации, фирмы, концерны и т.д., образующие высокоэффективные логистические цепи по пропуску и переработке материальных и других потоков; масса (критическая) предприятий и фирм, как правило мелких, или даже отдельных работников, формирующих конкурентный рынок работ, т.е. конкурирующих между собой за место в логистической системе, за право выполнять одну из логистических операций или функций.