История логистики. Фазы развития современной гражданской логистики, страница 3

4 этап. Усугубляющиеся на третьем этапе противоречия между эффективными производителями и неэффективными связями между ними находят разрешение в организующихся и усиливающихся связях между предприятиями-производителями и посредниками, участвующими в процессе производства и распределения продукции. Этот процесс усиливается обострившимися противоречиями предыдущих этапов (между увеличивающимся спросом и уменьшающейся доступностью источников сырья), а также возросшей конкуренцией между производителями внутри отраслей. Налаживаются логистические связи между предприятиями разных отраслей, обеспечивающих пропуск и обработку материальных и других потоков с минимальными затратами и с требуемым уровнем качества. Образуются "потоковые" организационные структуры, в которых предприятия объединяются друг с другом в цепи пропуска и обработки материальных потоков. Понятие "отрасль" постепенно заменяется понятиями "логистическая цепь", "логистическая система".

Специализация осуществляется по логистическим функциям (операциям), выполняемым тем или иным предприятием в рамках логистической системы. Конкуренция между предприятиями на этом этапе сводится не к занятию лидирующего положения на рынке товаров, а к борьбе за право выполнять определенную функцию в рамках эффективной логистической системы, за участие в ее работе, т.е. за упрочение положения на рынке логистических услуг. Этап характеризуется высокой степенью специализации предприятий.

Таким образом, четвертый этап можно назвать этапом "формирования логистических (потоковых) структур" (рис. 1.4).

Рассмотренные явления в экономике носят объективный характер, поскольку при переходе экономической системы на каждый следующий этап в целом снижается себестоимость производства.

Подпись:  
Рис. 1.4. Схема экономической системы на
этапе формирования логистических структур

Если применять к экономической системе так называемый "энергетический подход" и сравнивать ее с двигателем (устройством для преобразования энергии (сырья) в работу (продукцию)), то экономика первого этапа подобна костру, в котором происходит хаотическое высвобождение энергии с низким КПД, а логистическую экономику можно уподобить реактивному двигателю, в котором происходит непрерывное потоковое (и достаточно эффективное) преобразование энергии в работу.

Промежуточные этапы развития экономической системы, продолжая аналогию, можно сравнить, соответственно, с паровым двигателем и двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В отличие от простого костра, они имеют достаточно сложную конструкцию (структуру), но преобразование энергии в работу происходит дискретно (тактами), с бо¢льшими, чем у реактивного двигателя, потерями.

Сравнение логистической системы с двигателем не случайно. Поразителен тот факт, что появление этих двигателей, представляющих собой практическое воплощение достижений физики (термодинамики, в частности), хронологически совпадает с рассмотренными этапами развития экономической системы. Более того, только благодаря появлению парового двигателя, как известно, стало бурно развиваться промышленное производство (второй этап), достигшее своего пика с широким распространением ДВС (третий этап). (Обратите внимание, что, приводя этот пример, мы начали отвечать на второй вопрос, поставленный в начале параграфа, о связи логистики с другими науками.)

Чрезвычайно интересной с точки зрения логистики является история развития отечественной экономики. Второй (а частично и первый) этапы Российская экономика переживала трижды: во времена "нормального" развития экономической системы, как составной части мировой экономической системы; в период формирования плановой экономики в годы первых пятилеток, когда была предпринята попытка "перескочить" третий этап и сформировать своеобразную логистическую систему – планово-регулируемое народное хозяйство; и, наконец, в настоящее время, когда формируются новые мелкие частные предприятия и происходит реструктуризация крупных бывших государственных предприятий, сопровождающаяся зачастую их разделением на несколько отдельных предприятий.