Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 2

В устройствах железнодорожной автоматики нашли широкое применение электрические реле, которые по принципу действия делятся на электромагнитные, магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные и другие.

В зависимости от рода тока, питающего обмотку возбуждения, различают реле постоянного тока и переменного тока. В свою очередь реле постоянного тока делятся на нейтральные (срабатывание этих реле определяется только величиной магнитного поля и не зависит от направления тока в обмотке), поляризованные ( положение якоря, а следовательно зависит от направления тока в обмотке) и комбинированные (имеют поляризованный и нейтральный якоря с общей магнитной системой).

По времени притяжения или отпускания якоря реле подразделяются на нормальнодейсвующие, быстродействующие и медленнодействующие.

По надежности действия электрические реле делятся на первый и низшие классы. Реле первого класса надежности обладают следующими свойствами, обеспечивающие безопасность функционирования:

  переход якоря из притянутого состояния в отпущенное после выключения тока в обмотке происходит только под действием своего веса;

  фронтовые контакты при срабатывании реле не должны свариваться с общими контактами, что достигается изготовлением их из разных материалов (металл- уголь);

  якорь не должен прилипать к сердечнику за счет остаточной магнитной индукции при отсутствии тока в обмотке;

  на реле не должны влиять факторы внешней среды, для чего корпус реле закрывается герметически пломбируемым кожухом.

К реле низших классов надежности не предъявляются требования несвариваемости контактов, а возврат якоря в исходное состояние допускается под действием упругости контактных пружин.

Нейтральное реле постоянного тока первого класс надежности состоит из сердечника 1, катушки возбуждения 2, подвижного якоря 3, и контактной группы 4 показано на рис.1.

рис.1

При отсутствии тока в катушке якорь реле находится в отпавшем состоянии. При этом замыкаются общий (О) и тыловой (нижний) (Т) контакты. Под действием тока в катушке создается магнитный поток, который, воздействуя на якорь 3, перемещает его вверх. При этом общий контакт (О) замыкается с фронтовым контактом (Ф) и размыкается с тыловым контактом (Т). Этот процесс называется срабатыванием реле.

К поляризованным относятся такие реле, которые содержат в цепи магнитной системы постоянный магнит, с помощью которого реле изменяет свое состояние в зависимости от полярности тока, протекающего в обмотке возбуждения. Поляризованные реле (рис 2) имеют два магнитных потока: рабочий, создаваемый током в обмотке, и поляризующий, создаваемый постоянным магнитом.

Поляризующий поток обеспечивает направленность действия якоря при изменении направления тока в обмотке. Данные реле могут работать в двух режимах: нейтральном, при этом при перемене полярности тока в обмотке возбуждения, якорь переходит от одного полюса к другому. После выключения питания, якорь остается в том положении, которое он занимал при срабатывании.

рис.2

Для обозначения типов реле железнодорожной автоматики используется шифр, состоящий из букв и цифр. Первая буква означает следующее:

Н- нейтральное, П- поляризованное, К- комбинированное, И- импульсное поляризованное, Т- трансмиттерное, ДС-двухэлементное секторное, АН- автоблокировочное нейтральное и т.д. Буква М расположенная на втором месте шифра, означает «малогабаритное». Третья и следующие буквы означают: Ш - штепсельное, В- с выпрямительным элементом, МТ- медленнодействующее с термическим элементом. Цифры после букв у нейтральных реле обозначают набор контактных групп. Следующие цифры после тире указывают сопротивление обмоток в Омах. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то цифры стоят в виде дроби.

1.2. Устройство рельсовых цепей и режимы их работы

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, в которой в качестве проводников тока используются ходовые рельсовые нити железнодорожного пути.