Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 13

Локомотивный светофор имеет 5 показаний: зеленый, желтый, красный с желтым, красный и белый. Зеленый, желтый, красно- желтый огни загораются при приеме соответственно кодовых комбинаций З, Ж, КЖ. При прекращении приема кода КЖ на локомотивном светофоре загорается красный огонь. Это означает, что поезд проехал светофор с запрещающим показанием (красным огнем). Если прекращению приема кодового сигнала предшествовал код Ж или З, то на ЛС загорается белый огонь, информирующий машиниста о том, что устройств АЛСН включены, но путь не кодируется. При этом машинист должен руководствоваться только напольными сигналами.

Устройства проверки бдительности машиниста автоматически останавливают поезд, если после предупреждении о сближении с препятствием (запрещающим сигналом) машинист установленным порядком не подтверждает свою бдительность. После подтверждения бдительности машинист берет на себя ответственность за снижение скорости поезда в зоне сближения с препятствием.

Устройство бдительности состоит из : реле бдительности Б и контроля скорости КС, размещенных в дешифраторе, рукоятки бдительности РБ и автостопа. Автостоп представляет собой электропневматический клапан ЭПК воздействующий на тормозные средства поезда. В нормальном положении ЭПК удерживает клапан в закрытом состоянии, предотвращая выход воздуха из тормозной магистрали поезда ТМ в атмосферу.

ЭПК устроен таким образом, что каждый раз при обесточивании электромагнита прежде чем произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали поезда, звучит свисток в течении 6-7 секунд, предупреждая машиниста о предстоящем торможении. Если в течении этого времени машинист подтвердит свою бдительность нажатием рукоятки РБ, то электромагнит ЭПК возбуждается и торможение поезда отменяется.

В случае срабатывания ЭПК и экстренного торможения поезда ЭПК восстанавливается только с помощью ключа.

В системе АЛСН различается однократная и периодическая проверка бдительности машиниста. Однократная проверка бдительности осуществляется при всех сменах сигналов на ЛС, за исключением смены на зеленый огонь. Элементом контроля КО, реализующим однократную проверку бдительности, является реле бдительности Б.

Периодическая бдительность (через 15 – 20 с) вступает в действие лишь при движении поезда в зоне сближения с препятствием, при этом в случае зеленого огня бдительность машиниста не проверяется.

При желтом огне ЛС проверка бдительности включается только в случае превышения допустимой скорости проследования светофора с желтым огнем. При красно- желтом, а также красном огнях ЛС, требующих ведения поезда собой бдительностью, проверка осуществляется периодически независимо от скорости движения.

Устройства контроля скорости автоматически останавливают поезд в зоне сближения с препятствием, если скорость поезда не снижена до контролируемой величины. Допустимая скорость проследования светофора с желтым огнем устанавливается исходя из конкретных особенностей участка отдельно для пассажирских и грузовых поездов, соответствует допустимой скорости движения при красно - желтом огне ЛС. Скорость проследования светофора с красным огнем устанавливается для всех категорий поездов 20 км/час. Эта скорость контролируется непрерывно. Если машинист превысит заданную скорость, то произойдет экстренное торможение поезда, отменить которое нажатием РБ невозможно.

Система АЛСН в комплексе действия устройств бдительности контроля скорости и проверки бдительности обладает высокой эффективностью в деле обеспечения безопасности движения поездов.

4.6. Ограждающие устройства на переездах