Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 18

Системы ДЦ, в соответствии с требованиями ПТЭ, должны обеспечивать: управление с центрального поста стрелками и сигналами ряда раздельных пунктов; контроль на аппарате управления поездного диспетчера (ДНЦ) положения и занятость стрелочных секций, приемо- отправочных путей на станциях, свободность блок- участков на перегонах, а также повторение показаний входных, выходных, маршрутных и маневровых светофоров; возможность передачи станции на резервное управление; автоматическую запись графика исполненного движения поездов; реализацию ответственных команд и т.д.

При возникновении конфликтных ситуаций в поездной работе, поездной диспетчер наилучшим образом использует пропускную способность своего участка, тем самым, разрешая возникший конфликт и обеспечивает при этом безопасность движения поездов.

Скелетная схема ДЦ представлена на рис.17.

рис.17

Диспетчерский (центральный) пункт ЦП соединен двухпроводной линией с линейными пунктами ЛП (станциями).

На центральном посту (рис.18) располагается пульт управления, который оборудован кнопками и рукоятками и выносное табло с необходимой индикацией, обеспечивающей диспетчеру (ДНЦ) непрерывную индикацию о положении стрелок и сигналов на станциях и расположение поездов на участке. Кроме этого, на ЦП установлены источники питания и устройства кодовой приемо- передающей аппаратуры, с помощью которой обеспечивается  формирование команд телеуправления (ТУ) и их передача к объектам управления, а также прием и дешифрация команд телесигнализации (ТС) о состоянии объектов управления.

рис.18

На каждой промежуточной станции устанавливается линейная аппаратура ДЦ, предназначена для приема управляющих приказов от диспетчера и посылки известительных приказов к диспетчеру. Структурная схема линейного пункта показана на рис.19.

рис.19

Устройства ЛП позволяют по приказу ДНЦ производить перевод стрелок и открытие сигналов, а также проводить маневровые работы непосредственно в районе маневров.

В случае отказов в работе кодовых устройств имеется возможность перехода на резервное управление стрелками и сигналами с пульта ДСП установленного на станции.

Наиболее распространенной системой ДЦ на сети Российских железных дорог является диспетчерская централизация системы «Нева».

Телемеханические устройства ДЦ «Нева» позволяют передавать ТУ и ТС по пяти частотным каналам. В построении сигнала ТУ применяются четыре частоты: f=500Гц, f=600 Гц, f=700 Гц, f=800 Гц. Первые две частоты применяются для оборудования элементов сигнала с четными номерами, последние две- для элементов сигнала с нечетными номерами. Новый импульс – признак начала сигнала ТУ. Импульсы с 1-го по 6-й определяют выбор линейного пункта (адрес станции), импульсы с 7-го по 9-й и 18-й предназначены для выбора группы объектов на станции, а импульсы с 10-го по 17-й – для управления непосредственно объектом (установка маршрута, открытие сигнала и т.д.).

Сигнал ТС содержит 22 такта. На каждом ЛП групповой распределитель на 24 позиции регламентирует очередность передачи сигналов ТС. В момент поступления сигнала групповые распределители на всех ЛП приходят в исходное состояние, в конце передачи сигнала происходит запуск групповых распределителей. В каналах ТС применяется старт- стопная синхронизация, основанная на синхронной работе распределителей центрального и линейного пунктов, определяющих границы и номера тактов принимаемых сигналов ТС.

6.2. Компьютерные системы ДЦ

Будущее систем управления движением поездов во многом определяется переходом от релейных и полупроводниковых систем автоматики к компьютерным. Релейно-контактная аппаратура, разработана уже более 25-30 лет назад, не удовлетворяет возросшим техническим требования. Поэтому основными направлениями развития эксплуатируемых систем диспетчерской централизации являются:

-  замена компьютерным оборудованием центральных постов релейных ДЦ;

-  модернизация линейных пунктов в части увеличения информационной емкости;

-  модернизация схем реализации ответственных команд с учетом использования вычислительной техники и доказательства безопасных систем;