Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей, страница 3

При размещении тоннелей на криволинейных участках в плане радиусом 1000 м и менее требуется уширение проезжей части с внутренней стороны кривой на 0,7-2,8 м в зависимости от ра­диуса кривизны.

Подводные тоннели. При пересечении трассой автомобильных дорог крупных рек, каналов, проливов или заливов может возник­нуть необходимость в сооружении подводных тоннелей, которые в ряде случаев имеют технико-экономические преимущества перед мостовыми переходами.

Подводные тоннели не нарушают условий судоходства и быто­вого режима водной преграды. Низкие берега водотока, повышаю­щие стоимость мостового перехода в связи с необходимостью обес­печения подмостовых габаритов, благоприятны для подводных тон­нелей. Кроме того, возведение мостовых опор с глубоким заложе­нием фундаментов, особенно в слабых, неустойчивых грунтах, пред­ставляет сложную инженерную задачу. Следует также учитывать, что подводные тоннели в условиях городской застройки в отличие от мостов в минимальной степени нарушают архитектурный ан­самбль города.

Из сопоставления схем тоннельного и мостового переходов сле­дует, что при большой высоте судоходного габарита h2 и низких берегах водотока относительно уровня воды h1 длина мостового перехода Lм будет превышать длину тоннеля Lт.

При высоких берегах и небольшой высоте подмостового габари­та длина моста оказывается меньше, чем длина тоннеля (рис. 41.4).

Выбор между мостовым и тоннельным пересечением водной пре­грады производят на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом как строительных, так и эксплуатационных затрат.

В некоторых случаях при пересечении крупных водных препят­ствий целесообразно сооружение комбинированных тоннельно-мостовых переходов, состоящих из мостов низкого уровня и под­водного тоннеля на судоходном участке.

Подводные тоннели могут целиком или частично располагаться на прямых или криволинейных в плане участках трассы. Располо­жение тоннеля на кривой может быть вызвано необходимостью обхода каких-либо препятствий: зон сильного размыва, островов, подводных сооружений, а также условиями береговой планировки и застройки (для городских тоннелей).

По длине подводные тоннели состоят из подруслового, берего­вых и открытых — рамповых участков и имеют, как правило, мно­госкатный продольный профиль вогнутого очертания (см. рис. 41.1, б). Максимальная глубина рампы не должна превышать 12-15м, так как при большей глубине значительно утяжеляется рамповая конструкция и усложняется процесс производства работ.

Если рампы располагаются на затопляемых берегах, верх их должен не менее чем на 1 м превышать уровень высоких вод в во­дотоке с учетом ледохода, подпора и высоты волны.

Глубина заложения подводного тоннеля зависит от способа его сооружения и инженерно-геологических условий. При щитовой проходке под сжатым воздухом защитная кровля над тоннелем должна быть не менее 4-5 м в плотных глинистых грунтах и не менее 8-10 м в несвязных грунтах. При строительстве подрусловой части тоннеля способом опускных секций толщина слоя засып­ки над перекрытием должна быть не менее 1,5-2 м.

Подводные автодорожные тоннели сооружают для пропуска в одном уровне 2-, 4-, 6-полосного движения; возможно строитель­ство и двухъярусных тоннелей.

3. Объемно-планировочные решения городских автотранспортных и пешеходных тоннелей

Для решения транспортных проблем в крупных городах строят автотранспортные и пешеходные тоннели, обеспечивающие развяз­ку движения в разных уровнях на наиболее загруженных направ­лениях и транспортных узлах, увеличение пропускной способности отдельных участков магистралей, улучшение планировочной струк­туры улично-дорожной сети. Автотранспортные тоннели сооружают также для создания подъездных путей к подземным автостоянкам и гаражам, торговым центрам, складам, вокзалам, аэропортам и др.

Автотранспортные тоннели. Такие тоннели, как правило, мел­кого заложения предназначены для пропуска всех видов город­ского безрельсового транспорта. Однако в ряде случаев сооружают тоннели только для пропуска грузовых или легковых автомобилей.