Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей, страница 5

Планировочные решения подземных переходов зависят от местных топографических и градостроительных условий и отли­чаются расположением в плане, типом и количеством входов и вы­ходов.

При пересечении улиц, дорог, автомобильных или железнодо­рожных магистралей устраивают, как правило, одиночные пеше­ходные тоннели «линейного» типа. Их располагают перпендикуляр­но оси улицы (дороги) через 1=400^-600 м (рис. 41.6, а).

На перекрестках, примыканиях и развилках улиц и дорог устраивают несколько пешеходных тоннелей в виде примыкающих друг к другу, пересекающихся или разветвляющихся коридоров (рис. 41.6, б-е).

На крупных площадях, где сходятся несколько улиц и маги­стралей, пешеходные тоннели могут иметь достаточно сложные планировочные схемы и состоять из нескольких прямолинейных, полигональных и криволинейных коридоров. Может оказаться це­лесообразным устройство центрального распределительного зала с примыкающими к нему отдельными коридорами, ведущими ко всем тротуарам площади (рис. 41.6, ж).

Пешеходные тоннели чаще всего имеют односкатный про­дольный профиль с минимальной глубиной заложения под проезжей частью улицы (см. рис. 41.1, г). Продольный уклон пола тоннеля не должен быть менее 4%0 и более 40%0, а поперечный уклон — порядка 4-10%0.

В зависимости от глубины заложения пешеходного тоннеля, рельефа местности, характера застройки, интенсивности пешеход­ных потоков применяют лестничные, пандусные, эскалаторные или комбинированные входы и выходы. Они могут располагаться только по концам пешеходных тоннелей, а также и в промежуточных сече­ниях перпендикулярно или под углом к его продольной оси. Для защиты от атмосферных осадков в некоторых случаях возводят навесы и павильоны.

Размеры поперечного сечения пешеходных тоннелей, лестнич­ных, эскалаторных и пандусных входов и выходов назначают в со­ответствии с их пропускной способностью в зависимости от интен­сивности пешеходного движения. При этом ширина тоннеля в свету должна быть не менее 3 м, а высота — не менее 2,3 м; ширина лестничного схода должна быть более 2,25 м.

Пропускная способность 1 м ширины пешеходного тоннеля со­ставляет примерно 2000 чел./ч, 1 м лестничных сходов— 1500 чел./ч, а 1 м пандусов— 1750 чел./ч.

Провозная способность одной ленты движущегося тротуара или эскалатора составляет около 10-15 тыс. чел./ч. Обычно пешеход­ные тоннели устраивают шириной 4,6 или 8 м. Иногда в них предусматривают местные уширения для размещения телефонов-автоматов, газетных киосков, театральных касс, рекламных щитов. Для увеличения пропускной способности подземных переходов дли­ной более 150 м и создания больших удобств пешеходам целесо­образно устройство движущихся тротуаров для перемещения людей вдоль тоннеля.

4. Инженерные изыскания в тоннелестроении

Инженерно-геологические изыскания. Особенностью тоннельных сооружений является взаимодействие их с окружающим грунтовым массивом, свойства которого оказывают существенное влияние на выбор трассы тоннеля, глубины заложения, конструкций и спосо­бов производства работ.

Инженерно-геологические изыскания представляют собой ком­плекс различных работ, которые выполняют последовательно в не­сколько этапов.

Вначале производят рекогносцировку местности, ис­пользуя существующие архивные данные, характеризующие топо­графические, геологические и гидрогеологические условия района строительства.

После этого проводят крупномасштабную инженер­но-геологическую съемку места расположения тоннеля, которая включает в себя изучение рельефа и геологического строе­ния грунтового массива, возраста и классификационных признаков грунтов, режима подземных вод и газов. При этом используют как наземные методы съемки, так и аэрофотосъемку с последующим инженерно-геологическим дешифрированием снимков.

Для особо крупных транспортных тоннелей в последнее время применяют космическую съемку, которая позволяет установить зо­ны разломов земной коры, зафиксировать проявление различных физико-геологических процессов и явлений.