Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей, страница 11

Обжатие обделки достигается домкратами или клиновыми бло­ками, устанавливаемыми в замковом сечении, на уровне горизон­тального диаметра или в лотке тоннеля. Домкраты помещают в ниши, устроенные в теле блоков и после разжатия очередного кольца заменяют их фиксаторами, а ниши заполняют вкладыша­ми или монолитным бетоном.

Техника обжатия колец обделки клиновыми блоками несколь­ко проще, чем домкратами, поскольку распорные усилия создают­ся элементами самой обделки, залавливаемыми щитовыми домкра­тами (рис. 42.5, а). Однако при этом не происходит равномерного обжатия из-за сил трения по наружной поверхности обделки. Не­которое уменьшение сил трения достигается смазкой наружной поверхности обделки специальными маловязкими составами.

Схемы обжатия обделок домкратами показаны на рис. 42.5, б, в.

Необходимые усилия обжатия обделок в грунт зависят от диа­метра выработки, горного давления, свойств грунта и других факторов и изменяются от 200 до 1000 кН на 1 м длины тон­неля.


Гидроизоляция сборных обделок заключается главным обра­зом в герметизации швов между блоками или тюбингами, болто­вых отверстий и отверстий для нагнетания. Предварительно зазор между обделкой и грунтом заполняют тампонажной смесью. В сла­бых водонасыщенных грунтах за обделку нагнетают гравийную или гравийно-песчаную смесь, а в сухих грунтах - цементно-песчаный раствор состава 1:2-1:3.


42.4. Обделки прямоугольного очертания

Обделки автотранспортных тоннелей. Конструкцию закрытой части тоннеля выполняют в виде однопролетной или двухпролетной замкнутой рамы из монолитного или сборного железобетона, а также комбинированной сборно-монолитной конструкции.

При котлованном способе работ обделки автотранспортных тоннелей возводят преимущественно из сборного железобетона.

Созданы типовые унифицированные конструкции 4- и 6-полос­ных автотранспортных тоннелей в виде двухпролетной рамы, со­бираемой из семи типов блоков: стеновых, фундаментных, опор­ных, колонн, прогонов, лотковых блоков и блоков перекрытия (рис. 42.6,а).


Стеновые блоки трапециевидного поперечного сечения шириной 1-1,5м, высотой hс = 6,25-6,76 м и толщиной 0,2-0,25 м вверху и 0,5-0,6 м внизу имеют массу 5-7 т и снабжены консольным вы­ступом для опирания блоков перекрытия.

Стеновые блоки жестко заделывают в фундаментные блоки шириной а = 2,5-4 м, длиной с = 2-3 м и массой до 9 т.

В средней части тоннеля устанавливают опорные блоки-подколонники шириной b = 3,5-4 м, длиной с=2-3 м и высотой 1м. В гнезда подколенников с шагом l0=3-4 м устанавливают колон­ны квадратного поперечного сечения размером 40х40 или 50х50 см, высотой до 5,5 м и массой 3-4 т. По колоннам уклады­вают прогоны-ригели прямоугольного и таврового поперечного сечения длиной до 8 и высотой до 1,2 м, на которые устанавлива­ют блоки перекрытия. Они имеют чаще всего П-образное сечение и при длине 12,15, ширине 1,55 и высоте 0,85 м масса их составля­ет 10,75 т.

В нижней части тоннеля между фундаментными и опорными блоками укладывают лотковые плиты толщиной 0,2-0,3 м, шири­ной 2-3 м, длиной l до 6 м и массой до 7 т.

Объединение всех сборных элементов в единую рамную конст­рукцию достигается омоноличиванием зазоров шириной 0,5—1 м с предварительной сваркой выпусков арматуры между фундамент­ными, лотковыми и опорными блоками, а также сваркой заклад­ных деталей и заливкой швов цементным раствором.

Возможны различные модификации типовой сборной конструк­ции за счет изменения формы, размеров и типов отдельных бло­ков. Например, в ряде случаев применяют блоки перекрытия Т-об­разного поперечного сечения (рис. 42.6, б), стеновые блоки без кон­сольных выступов, но с монолитной шкафной стенкой (рис. 42.6, в), фундаментные блоки из плоских плит, объединенных со стеновы­ми панелями омоноличиванием узлов со сваркой выпусков арма­туры (рис. 42.6, г). В средней части тоннеля вместо колонн и про­гонов иногда устраивают сплошную среднюю стенку из блоков шириной 2-3 м и толщиной 0,25-0,3 м (рис. 42.6, д).