Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей, страница 12

В ряде случаев оказывается целесообразным устройство ком­бинированных конструкций, состоящих частично из монолитных и сборных элементов. Конструкции автотранспортных тоннелей, со­оружаемых траншейным способом с использованием технологии «стена в грунте», выполняют чаще всего в виде монолитных стен и сборного перекрытия (рис. 42.7). При этом боковые стены тол­щиной 0,5-0,7 м и глубиной до 15-20 м бетонируют в траншеях, закрепленных глинистым раствором. Заглубление стен ниже подо­швы тоннеля необходимо для опирания их на плотные и водоне­проницаемые грунты, для повышения их устойчивости в процессе сооружения тоннеля, а также для исключения


искусственного водопонижения.

Траншейные стены могут быть выполнены и из сборных железобетонных панелей толщиной 25-30 см. Для связи панелей ме­жду собой по их торцам устраивают пазы прямоугольного или цилиндрического очертания, заполняемые цементным раствором. По верху стен устраивают сплошной пояс из монолитного железобето­на, выравнивающий поверхность стен, объединяющий отдельные участки стен по длине и служащий также для опирания блоков перекрытия. Обделки пешеходных тоннелей. Конструкции пешеходных тон­нелей выполняют в виде одно- или двухпролетной рамы преимущественно из сборного железобетона.

Типовые однопролетные конструкции шириной 4-6 м собирают из лоткового блока, двух стеновых и блока перекрытия (рис. 42.8, а). Стеновые блоки шириной 1,5 м, толщиной 0,2-0,25 м и массой 2,5-3 т имеют в нижней части консольную пяту, а в верх­ней — выступ для опирания блоков перекрытия П-образного поперечного сечения длиной 4,12 и 6,1 м и шириной соответственно 1,5 и 1,3 м. Они имеют высоту 0,3 и 0,45 м и массу 2,85 и 5,43 т. Стеновые и лотковый блоки связывают сваркой выпусков арма­туры и омоноличиванием зазоров шириной 0,5 м.

С целью уменьшения количества типов блоков и их укрупнения созданы и применяются обделки однопролетных тоннелей, состоя­щие из верхнего П-образного блока, опирающегося на плоский лот­ковый элемент (рис. 42.8, б), а также из П-образного блока, на который опирают блоки перекрытия (рис. 42,8, в). Конструкция может быть собрана и из двух П-образных блоков, установлен­ных один на другой (рис. 42.8, г). Стыки между блоками устраива­ют омоноличиванием зазоров или постановкой фиксирующих стержней в цилиндрические пазы по торцам блоков.

Наиболее эффективна цельносекционная обделка пешеходных тоннелей из пространственных элементов замкнутого очертания длиной до 2-3 м и массой 8-10 т и более (рис. 42.8, д). Отдель­ные секции с заводской гидроизоляцией стыкуют между собой при помощи сварки арматурных выпусков, скреплением на болтах закладных деталей в пазах по торцам блоков или соединением и обжатием


продольной арматуры.

Конструкции секций характеризуются повышенной трещиностойкостью и водонепроницаемостью; применение их позволяет сократить расход бетона и арматуры, упростить условия монтажа и гидроизоляции.

Двухпролетные обделки пешеходных тоннелей шириной в све­ту 6 и 8 м имеют в средней части ряд колонн прямоугольного по­перечного сечения размерами 30х30, 40х40 или 30х40 см и мас­сой 0,8-1т, располагаемых с шагом 3 м (рис. 42.8, е). Колонны опираются на фундаментные блоки и несут прогоны, на которые ук­ладывают блоки перекрытия, как правило, разрезной балочной кон­струкции. Возможно применение и неразрезных блоков перекры­тия, перекрывающих оба пролета и опирающихся на боковые сте­ны и прогон или разделительную стенку.

Железобетонные обделки автотранспортных и пешеходных тон­нелей мелкого заложения, возводимые в открытых котлованах, за­щищают от воды сплошным наружным гидроизоляционным покры­тием. Если уровень грунтовых вод располагается ниже подошвы тоннеля, гидроизоляцию наносят только по стенам и перекрытию.

Обделки тоннелей, сооружаемых траншейным способом, имеют по перекрытию наружную гидроизоляцию, а по стенам и лотку — внутреннюю.