Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей

Страницы работы

Содержание работы

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОННЕЛЯХ

1. Классификация и область применения тоннелей

Тоннели представляют собой протяженные подземные или под­водные сооружения для движения транспортных средств, пропуска воды, размещения инженерных коммуникаций и других целей.

Тоннели подразделяют по назначению, месту расположения, глубине заложения, способам строительства и иным признакам.

В зависимости от назначения различают тоннели транспортные, гидротехнические, коммунальные, горнопромышленные и специаль­ного назначения. По месту расположения тоннели условно под­разделяют на горные, подводные и городские.

Горные тоннели прокладывают через горные хребты и возвы­шенности (рис. 41.1, а).

При пересечении трассой дороги водных преград — рек, озер, заливов, проливов, каналов и водохранилищ сооружают подвод­ные тоннели (рис. 41.1, б).

Тоннели, заложенные под улицами, площадями и другими участками городской территории, называют городскими (рис. 41.1, в, г).

В зависимости от глубины заложения от поверхности земли Н различают тоннели глубокого заложения (Н>10—15 м) и мелкого заложения (Н<10 м).


Способы сооружения тоннелей весьма разнообразны и опреде­ляются их протяженностью, глубиной заложения, топографически­ми, инженерно-геологическими и градостроительными условиями, а также экономическими и экологическими соображениями.

В практике тоннельного строительства применяют горный, щитовой, открытый и специальные способы работ (см. § 44.2—44.5).

Сооружение автодорожных тоннелей началось в XX в. с разви­тием автомобильного транспорта и дорожного строительства. За это время во многих странах построено большое количество гор­ных, подводных и городских тоннелей. В СССР горные автодорожные тоннели сооружены в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Среди них высокогорный (более 3000 м над уровнем моря) Сусамырский тоннель через Киргизский хребет протяженностью 2,5 км, тоннели под Пушкинским и Севанским пе­ревалами протяженностью 1,8 и 2,2 км на автомобильной дороге Тбилиси — Ереван.

Недавно завершено строительство Рокского тоннеля длиной 3,6 км через Главный Кавказский хребет, Рикотского тоннеля длиной 1,8 км в Армении, ведется сооружение тоннеля длиной около 5км через иссарский хребет в Таджикистане, двух тоннелей на обходе г. Гагра и др.

Советскими тоннелестроителями сооружены пять автодорожных тоннелей в Афганистане длиной около 9 км, в том числе двухполосный тоннель Саланг длиной 3,4 м через Гиндукуш на высоте 2,7 км.

Крупнейшими горными тоннелями за рубежом являются Сен-Готардский тоннель длиной 16,3 км (Швейцария), тоннель Арльберг длиной 14 км (Австрия), тоннели Фрежюс длиной 12,9 км и Монблан длиной 11,6 км (Италия, Франция), тоннель Канэцу длиной 10,8 км (Япония) и др.

В нашей стране подводные тоннели сооружены под каналом имени Москвы в Москве, под Морским каналом в Ленинграде, под реками Москвой, Невой и Курой на линиях Московского, Ленин­градского и Тбилисского метрополитенов.

В дальнейшем предлагается строительство подводных тоннелей под р. Невой и Финским заливом в Ленинграде, под реками Вол­гой, Днепром, Керченским проливом и др.

Наиболее крупные подводные автодорожные тоннели сооруже­ны под р. Мереей в Англии (диаметр поперечного сечения 12 м, длина 3,4 км), четыре тоннеля под р. Гудзон длиной от 2,3 до 2,7 км в США, 6-полосный тоннель под р. Эльбой  в г. Гамбурге (ФРГ) длиной 3,2 км, 8-полосный тоннель под р. Шельдой в Ант­верпене (Бельгия), тоннель под Суэцким каналом длиной около 2 км в Египте, между островами Хонсю и Кюсю в Японии длиной 3,5 км и ряд других.

Строят подводный тоннель протяженностью свыше 50 км под проливом Ла-Манш, разработаны проекты сооружения тоннелей под проливами Мессинским, Босфор, Гибралтар и др.

Во многих городах мира построено большое количество авто­транспортных и пешеходных тоннелей, подземных автостоянок и гаражей.

В СССР интенсивное строительство транспортных и пешеход­ных тоннелей началось в конце 50-х годов.

В настоящее время в Москве насчитывается 18 автотранспорт­ных тоннелей общей протяженностью около 7 км для 2-, 4- и 6-полосного движения длиной от 200 до 500 м и около 300 пеше­ходных тоннелей.

Аналогичные подземные сооружения построены и будут стро­иться в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Харькове и других городах Советского Союза.

Автотранспортные и пешеходные тоннели, многоярусные под­земные автостоянки, гаражи и комплексы эксплуатируются в Бер­лине, Будапеште, Варшаве, Дрездене, Праге, Софии, во многих городах Западной Европы, Азии и Америки.

2. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении

Похожие материалы

Информация о работе