Общие сведения о тоннелях. Проектирование автодорожных тоннелей в плане, профиле и поперечном сечении. Инженерные изыскания в тоннелестроении. Конструкции тоннелей, страница 2

Горные тоннели. Их подразделяют на вершинные и базисные (рис. 41.2). Вершинный тоннель, имеющий меньшую длину и более низкую строительную стоимость, может оказаться целе­сообразнее, чем базисный, при малой интенсивности движения. При значительной грузонапряженности дороги предпочтительнее сооружать базисный тоннель, требующий меньших транспортно-эксплуатационных расходов. Строительство вершинных тонне­лей требует более протяженных подходов, что сопряжено с необхо­димостью пересечения крутых косогоров, оползневых зон, ущелий путем создания высоких подпорных стен, виадуков, глубоких вые­мок, защитных галерей.

Требования, предъявляемые к плану, продольному профилю и поперечному сечению горных тоннелей, зависят от категории до­роги, топографических и инженерно-геологических условий района строительства.

В плане тоннели предпочтительнее устраивать на прямых участ­ках трассы, так как расположение тоннеля на кривой требует уширения проезжей части и ухудшает условия вентиляции и видимости в тоннеле.

В сложных топографических условиях или при необходимости обойти участки сильно нарушенных и неустойчивых грунтов тон­нель располагают полностью или частично на криволинейной трассе. При этом радиусы кривых принимают не менее 250 м. В особо сложных условиях при соответствующем технико-экономи­ческом обосновании допускают уменьшение радиуса кривой до 150 м.

В некоторых случаях расположением тоннеля в плане на кри­вой можно достигнуть сокращения длины дороги и тоннеля.

Горные автодорожные тоннели длиной менее 300 м проекти­руют, как правило, с односкатным продольным профилем, а тоннели длиной более 300 м могут быть как односкатными, так и многоскатными с подъемом к середине тоннеля   (см. рис. 41.2).

Максимальный продольный уклон проезжей части горных тон­нелей составляет 40%о, а минимальный 3°/оо. Ограничение уклонов вызвано условиями вентиляции и водоотвода в тоннеле.

В тоннелях длиной до 500 м, расположенных в сложных топо­графических и инженерно-геологических условиях, допускается увеличение продольного уклона до 60%о.

При сопряжении участков тоннеля с разными уклонами устраи­вают вертикальные кривые, радиусы которых принимают как для открытых участков дороги.

Предпортальные участки горных тоннелей выполняют в виде подходных выемок, конфигурация и размеры которых зависят от рельефа местности и горно-геологических условий (см. рис. 41.2). Наибольшая глубина подходной выемки Нв обычно определяется из условия равенства стоимости 1 м выемки и 1 м тоннеля. При этом в зависимости от геологических условий глубина выемки не должна превышать полуторной высоты тоннеля в слабых и трех­кратной — в крепких грунтах.

Горные тоннели на автомобильных дорогах II—IV категорий проектируют, как правило, на две полосы движения. Для пропуска четырехполосного движения устраивают два рядом расположен­ных двухполосных тоннеля. На дорогах I категории в отдельных случаях возможно совмещение в тоннеле четырехполосного движе­ния в одном или двух ярусах.

Размеры поперечного сечения автодорожных тоннелей зависят от эксплуатационных факторов и определяются прежде всего габа­ритом приближения строений и оборудования с учетом размеще­ния за его пределами вентиляционных каналов, осветительных устройств, дренажных и противопожарных систем, инженерных коммуникаций и др.

Габариты приближения строений и оборудования горных авто­дорожных тоннелей (ГОСТ 24451-80), располагаемых на прямых в плане и на кривых радиусом более 1000 м на дорогах I-IV кате­горий, представлены на рис. 41.3, а, а на дорогах III и IV катего­рий — на рис. 41.3, б.

В зависимости от категории дороги и длины тоннеля ширину проезжей части для двухполосного движения принимают по дан­ным табл. 41.1.

В двухполосных тоннелях для встречного движения на дорогах I категории необходимо устройство разделительной полосы шири­ной не менее 1500 мм.

В случае пропуска по тоннелю пешеходного движения при соответствующем обосновании допускается устройство тротуаров ши­риной 1000 или 1500 мм.