Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 7

- Объем информации, небольшой объем сохраняется быстрей, но большой на длительный срок, т.к. мы приложили больше усилий. И

Информация среднего ряда – информация, которая находится в средине вытесняется, или запоминается с искажениями, начало информационного ряда – испытывает давление последующего ряда-  проактивное торможение, конец информационного ряда – испытывает давление предыдущего ряда - ретроактивная, середина и то и другое. То что Закон Ресторффа – закон выпадения информации из ряда.

Закон Зейгарника– закон незаконченных действий, действия которые мы не завершили запоминаются лучше чем те, которые мы завершили.

Заучивание (средство для запоминания информации)- имеет значение объем, сразу выучить большой объем информации очень сложно, мы устаем, из-за этого падает внимание и ухудшается процесс запоминания.

  • концентрированное
  • распределенное во времени

Пересказ – 1/7 времени нужно потратить на чтение, остальное на пересказ.

Приемы для лучшего запоминания и воспроизведения сводятся к тому, что мы должны лучше структурировать ту информацию, которую должны запомнить.

Текст можем разбить по смыслу, составить план.

Ассоциативный метод

Метод локальной привязки, известен древнейших времен, исторически возник в Древней Греции в Афинах, где любили собираться для беседы, там был один философ по имени Симанид, он ушел и в этот момент дом обрушился и все погибли, оказалось, что неизвестно кто точно там находился, сначала он не вспомнил, а потом стал вспоминать где кто сидел и вспомнил всех, кто там присутствовал.

Метод словесных посредников – например, «каждый охотник желает знать где сидит фазан». Значение этого метода хорошо известно, широко использовался в процессе обучения.

Метод группировки – легко представить на запоминании номера телефона,

Запоминание опорных точек – даты, числовые данные.

Процесс сохранения достаточно сложное явление.

Долгое время считалось, что единственный главный критерий – критерий воспроизведения.

Критерий наличия информации памяти – узнавание (часто используются тесты, т.к. там есть варианты ответов)

Еще один критерий сохранения информации – критерий доучивания – доучить всегда проще, чем начинать с нуля, предполагает что есть элемент узнавания.

На сохранение информации влияет:

  • временной критерий – после процесса заучивания теряется 50% информации.
  • объем – большой объем лучше сохраняется, т.к. на это мы потратили больше усилий
  • эмоциональная окраска – кто-то лучше запоминает хорошее, кто-то плохое

Концепция Фрейда – связана  с понятием вытеснения, сильные отрицательные эмоции запоминаем на уровне подсознания. Мы не можем ей управлять, но она продолжает на нас влиять. Эта вытесненная информация может влиять в разных по степени неприятности формах. «Психопатология обыденной жизни» - забывание простых слов, имен.

  • Характер промежуточной деятельности – в перерывах следует заниматься другой, не схожей деятельностью, важно чтобы промежуточная деятельность не мешала основной.

Наследственные особенности проявляются в раннем детстве, когда в основном работает непроизвольная память. Память напрямую зависит от того, насколько часто мы ее стимулируем.

Процесс представления

Образы представляенрия называют образами памяти. Выделение в самостоятельный процесс проиошло позже чем выделение памяти.

Это вторичный чувственный образ объекта, который в данный момент не действует на наши органы на чувств, но действовал на них раньше. По сути дела, образ представления – тот образ предмета, который мы запомнили.

Долгое время считалось что представление этот о образ который напрямую связан с образом восприятия. Но это не так, формируется по принципу памяти, выбираем черты и свойства, которые нам показались более значимыми.