Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 6

Клиповое восприятия – проблемы в формировании цельного гештальта. Страдает процесс мышления. Негативно влияет на развитие психики.

Память

Это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Забывание – следы памяти постепенно стираются, сейчас считается что этого процесса в памяти нет, что из памяти ничего не стирается, не процесс удаления информации, а сложность воспроизведения.

Интервенция - наложение следов памяти друг на друга. Большинство людей запоминают смысл. В мозгу создаются сложные цепочки памяти, где информация может комбинироваться. Самим решить, куда информацию поместить мы не можем, сложно пройти цепочку и найти то, что нам нужно. Субъективно воспринимаем процесс неспособности воспроизвести некоторой информации забыванием.

Сверхдолговременная память – под гипнозом заставляют вернуться к той информации, которую человек запомнил еще давно, например в детстве.

Память поддается тренингу, нужно стимулировать состояние памяти.

Классификация видов памяти:

  1. По характеру психической активности:
    • Двигательная (память на движение- как ходить, как писать, характерна для спортсменов, танцоров)
    • Эмоциональная (память на эмоции, чувства, состояния, внешние их проявления – слезы, смех, актерская профессия)
    • Образная память – комплексное явление: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, т.е. информация попадает через органы чувств. Эйдетическая память (эйдос – образ) – до 13-14 лет, способность формировать в памяти образ абсолютно идентичный реальному предмету
    • Словесно-логическая память

Частичная амнезия – потеря памяти, отдельный компонент (даты, имена) не запоминаются.

  1. По характеру целей:
    • произвольная – человек сам решает, что это нужно запомнить, после 7 лет более развита, сами направляем свой интерес и усилия.
    • непроизвольная – без особых усилий запоминаем, и также эта информация «всплывает», у детей до 7 лет развита в большей степени. Работает не совсем случайно, непроизвольно мы запоминаем то, что нам созвучно, личностным качествам и внутренним настроям.
  2. По времени хранения информации в памяти:
    • Кратковременная – краткое сохранение информации, с которым мы сталкиваемся одномоментно, не выделяя никаких кодов и смыслов. Ограничена по времени и объему, время до 30 сек, а объем определяется законом Миллера 7±2. нужна для первичной ориентации. Часто активизирует то, что мы давно запомнили
    • Долговременная – связана с той информацией, которая сохраняется на всю жизнь. Отражает длительный процесс, мы должны какое-то время с информацией взаимодействовать, мы должна выбрать смысловые связи, закодировать и потом уже сохранить в долговременной памяти. Носит смысловой характер у большинства людей.

Иконическая память – память на изображения. Работает дольше, мы можем продлить ее до нескольких часов.

Оперативная памятьмнемические процессы, которые обслуживают актуальную для человека деятельность. Постоянновыполняемая человеком деятельность. Позволяет вернуться к тому, что умеем делать, но чего долго не делали. Соединяются информация с кратковременной и долговременной памяти.

Процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение:

- Продуктивно на запоминание влияет задача. Она связана с внутренней мотивацией, установкой, которую дает себе человек, чтобы что-то запомнить. Если установка есть – работа памяти будет эффективной.

- Осмысленность

- Эмоциональная окраска – положительную роль играют эмоции средней силы. Сильные эмоции часто вытесняют информацию.