Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 12

Как сложится система способностей сложный процесс, который зависит от системы воспитания, затем обучения.

Конвергентное мышление – человек считает что любая мыслительная задача имеет одно правильное решение. И кода мы его находим, задача не интересна более, мы считаем, что она решена. В основе мыслительной деятельности лежат логические размышления и опора на уже имеющиеся знания.

Дивергентное мышление лежит в основе творческого мышления, лежит в основе такого явления, когда происходит веерообразный поиск, есть не единственное решение, а множество вариантов, и мы можем выбрать наиболее подходящий ля нас в данный момент времени в данных условиях. Мышление гениев.

Особенности:

- пластичность (связано с множеством возможных решений)

- подвижность (обеспечивает необходимую скорость с одного варианта решения на другой)

- оригинальность (можем наблюдать со стороны)

Воображение

Примыкает к творческому мышлению

Связано с определенной формой отражения окружающего мира, в результате работы воображения мы получаем некие новые представления, но наши образы опираются на развитие процесса представления, наши образы памяти.

Такое понимания воображения говорит о том, что уровень развития воображения связан с жизненным опытом, информацией, контактами с окружающим миром. Опирается на память и связано с развитием мышлением, и также связано с психическими способностями, которыми обладает только человек.

Что касается физиологии считается что образы представления, которые закрепляются в коре головного мозга целенаправленно или случайно под воздействием внешних факторов эти следы памяти начинают образовывать новые комбинации, которые мы и получаем в результате воображения. У нас должна быть какая-то информация для воображения.

Виды воображения:

  • непроизвольное – возникает под воздействием внешних стимулов, человек никаких сознательных действий не совершает, усилий не прикладывает
  • произвольное воображение – целенаправленное волевое действие, ставим перед собой задачу, прикладываем усилия и совершаем сознательные действия

С точки зрения самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее – создание неких новых образов под влиянием внешних направляющих образов
  • творческое воображение – создаются новые образы, которые не даны нам ни в описаниях, ни в схемах, которые мы формируем сами, но то не значит что мы не опираемся на уже приобретенные знания, идеи, образы и т.д.

*мечта – воображение, устремленное к будущему, могут сочетаться как формы воссоздающего воображения, так и творческого.

С точки зрения науки первое проявление воображения фиксируется на уровне 3 лет. Комбинируются сочетания, которые создают иллюзию воображения, поэтому считается что у детей лучше развито вообржаение, чем у взрослых.

Чем больше образов восприятия, тем лучше будет развито воображение. До 7 лет ребенок уже приобретает некий опыт, в этот период времени добавляется целенаправленное воздействие во время обучения – наиболее активный всплеск, который завершается в конце школьного обучение, в 15-16 лет.

Процесс речи

Речь очень тесно связана с мышлением, речь свойственна только человеку.

  • Дискретность – пользуемся отдельными словами
  • Линейность – слова появляются друг за другом, образуют предложения и тексты

С точки зрения общения:

  • Обеспечивает коммуникативную функцию, с помощью я зыка мы можем передать определенную информацию и можем рассчитывать на то, что он поймет нас.
  • Экспрессивную – связана с выразительными средствами языка. Передаем не только смысл и отношение к высказываемому. Как правило это невербальные средства – интонация, жесты, мимика.