Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 13

С точки зрения мышления:

  • Сигнальное слово – определенное обозначение предмета, действия, состояния, слово обладает такой же силой воздействия как и реальный предмет
  • Обобщение – обозначить группу, класс предметов, абстрактно

С точки зрения видовой характеристики:

  • Внешняя речь – когда общаемся с другим человеком
    - устная – реакция собеседника, можем опускать часть предложений;

монолог – более развернутая, логически выстроенная речь
диалог – 2 собеседника, предполагает боле активное взаимодействие  сторон, что более комфортно для человека
полилог – больше 2 собеседников, все участники речи имеют одинаковые возможности и отреагировать и принять участие в общении, возникает вопрос иерархии, последовательности высказываний, сложность выстраивания из-за большего количества людей

- письменная – четкий замысел, следования правилам, наиболее полно и наглядно отражает мысленную деятельность человека

  • Внутренняя речь – человек обращается к себе, носит свернутый характер, можем опускать все лишнее и пользоваться ключевыми словами

Становление речи у детей, некоторые особенности детской речи.

Становление речи занимает довольно много времени:

  1. Первый период – фонетический, от рождения до 2 лет, с 2-месячнго возраста произнесение отдельных звуков, 4-5 месяцев – лепет, отражает уже интонационную структуру языка, если со стороны послушать, можно четко определить языковую принадлежность ребенка, носит подражательный характер.
  2. освоение грамматики, с 2 до 3 лет, усваиваются простейшие грамматические структуры, которые связаны  с формальными правилами и языка, должно быть усвоено грамматическое ядро (субъектно-предикатные отношения)
  3. семантическая стадия, после 3 лет (примерно до начала школьного возраста, далее идет целенаправленное изученное, а не спонтанное становление речи) соотношения членов предложения

Фонетическая речь связана с действием, следовательно, носит ситуативный характер. Носит внешний характер, маленькие дети все поговаривают вслух, речь очень громкая: уровень звука связана со степенью понимая, о чем он говорит. Пик развития громкой речи – 3 года, когда дети говорят непрерывно. После трех лет заметный перелом, ребенок говорит тише, затем не все слова, и переходит во внутреннюю речь.

Что касается процесса усвоения человеком языка, на сегодняшний день полноценной является гипотеза Хомского, который выделил понятие языкового ядра. Человек от рождения способны усвоить любой язык, на котором говорят народы, независимо от его сложности.

Подражательное усвоение речи оказывает давление – ребенок не выбирает, на каком языке говорить. Если с ребенком разговаривают на 2-х языках, то ребенок усваивает 2 языка, но темп усвоения речи замедляется, из-за смешения, но это проходит. С точки зрения общего развития речи это полезно, если мы усваиваем с детства несколько языков, наиболее подходящий возраст – 3 года. Уровень активированности языкового центра будет выше, по сравнению с тем, если бы мы говорили только на 1 языке. Знание языков полезно для мышления.

Речь подвержена особым изменениям и искажениям. Нарушение речи может быть связано с нашим эмоциональным состоянием. Низкие тона в голосе нас успокаивают, высокому голосу мы не доверяем и он нас раздражает. Темп речи влияет, если человек говорит слишком быстро, это начинает нас неприятно возбуждать, если говорит слишком медленно, человек начинает скучать. Темп речи связан со способностью понимать. Если говорим медленнее, это интуитивно значит, что мы должны улучшить процесс понимания. Темп также связан с возрастом и способностью человека воспринять ту или иную информацию.

Расстройство речи носит название афазии. Бывают очень разными: