Психология как наука. Этапы эволюции поведения. Память. Воображение. Психические состояния, страница 10

Долгое время считалось, что мышление свойственно только человеку, сейчас есть предположение что животным также доступны некоторые формы мышление.

Мышление же человека неразрывно связано с речью проявляется это в том, что мышление может начинать развиваться под влиянием слова мышление происходит в речевой форме. Если мы мыслим, сам процесс отражается в использовании слов. Если человек понимает, то может выразить словами. Чем неопределенней наше состояние, тем больше междометий мы употребляем.

Мышление человека носит социальный характер, можем не только опираться на собственный опыт, может воспользоваться коллективным опытом.

Мышление очень разнообразный процесс, есть разные виды мышления:

Виды мышления с точки зрения формы:

  • Наглядно-действенный – конкретная форма мышления, связана с практическим усвоением, то, что попадает в процесс мышления должно проходить через действия, чем больше действий может совершать маленький ребенок, тем интенсивней проходит процесс мышления
  • Наглядно-образное – носит более универсальный характер, начинает постепенно формироваться у ребенка, заметно после 3-4 лет
  • Абстрактно-логическое, или отключенное – где оперируем словом и определенными понятиями

В зависимости от поставленных задач:

  • Практическое – сопровождает практическую деятельность
  • Теоретическое – устанавливаются логические связи

По степени развернутости:

  • Дискурсивное – разворачивается в окружаем нас пространстве затрагивает опыт и знания других людей, которые могут высказаться о той задаче, которую мы решаем
  • Интуитивное – опирается на внутренние возможности работает в форме озарения

С точки зрения новизны:

  • Репродуктивное, или воспроизводящее -
  • Творческое, или оригинальное – результатом становится что-то новое, что чего раньше не было

В основе процесса мышления лежит понятие. Понятие – отвлеченная мысль о предмете. Мышление человека устроено таким образом, что все, с чем мы сталкиваемся, мы должны определить и дать этому понятие.

Когда сформулирован круг понятий можно переходить к следующей формы мышление – суждение. Предполагает соотношение понятий. Строится в форме рассуждения, умение оперировать представлениями об окружающем мире. Могут быть положительными и отрицательными. Правильность суждений зависит от того, как хорошо бы знаем понятия и закономерности между этими понятиями. Для проверки истинности можем воспользоваться практической деятельность (например, курение вредит нашему здоровью).

Умозаключение – в процессе сравниваем определенные суждения и делаем выводы о том, насколько они справедливы или ложны. Можем строить по форме индукции (от частного к общему, в основе лежит конкретика, опыт, умозаключения более наглядны) и дедукции (заключение от общего к частному).

Чем больше развивается мелкая моторика, тем активнее развивается мышление.

Использование старых навыков в новой ситуации, а затем выработка новых навыков.

От 3 до 11-12 лет процесс мышления, когда начинается развитие образного мышления, затем формируются понятия.

Мыслительные операции – сравнение - установление сходства или различия между предметами и явлениями, можем сравнивать под определенным углом. Ключевыми операциями являются анализ и синтез. Анализ предполагает, что мысленно расчленяем предмет и выделяем отдельные свойства. М.б. простым и сложным . просто позволяет выделить 1-2 черты, сложны анализ предполагает что все что есть существенного мы должны выделить. В процессе синтеза можем выделять выделенные свойства. Суммирующий синтез – простая форма, более сложный и развернутый вариант – обобщающий синтез, выделенные свойства не просто суммируем, а выстраиваем иерархию, некую систему.