Современный прогнозный проект социального развития Украины, страница 9

ответственность страхователя и страховика за обеспечение прав застрахованных граждан (лиц) и членов их семей; личная ответственность застрахованного гражданина за заботливое отношение к своему здоровью и сохранению работоспособности.

Таким образом, целью реформирования системы социального страхования населения должен быть: на основании социального парт

нерства и самоуправление обеспечения реализации застрахованным гражданам (лицам) установленной государственной гарантии относительно защиты от социальных и профессиональных рисков, связанных с потерей заработка, места работы, здоровья, а также эффективного использования страховых средств под надзором государства; создание стабильной финансовой системы, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом, гражданами, а также поступлений из бюджетных и других источников, предусмотренных законодательством.

Существенной составляющей социальной политики сегодня является реформирование в первую очередь тех структурных механизмов системы социальной безопасности человека, сложившихся в предыдущие годы, которые ставят труженика в абсолютную зависимость от государственной системы социальной защиты. Основной недостаток и внутренняя противоречивость этой системы заключается в том, что поддерживание ее жизнедеятельности требует, учитывая социально-экономические, демографические причины, сложившиеся в Украине, все больших средств из различных источников финансирования (прежде всего обязательных страховых взносов, что их выплачивают предприятия, учреждения, организации различных форм собственности и граждане, и других поступлений), увеличения налогов. С другого стороны, глубокий кризис сферы материального производства и розбалансованість финансово-кредитной системы, которая привела к неплатежеспособности многих субъектов хозяйственной деятельности, очень негативно влияет на пополнение государственного бюджета, различных фондов социальной защиты (и прежде всего Пенсионного фонда). Это, в свою очередь, увеличивает численность социальное не защищенных людей, воспроизводит бедность населения за счет экономической несостоятельности или сложности экономического положения, в котором все чаще оказываются такие субъекты, как налогоплательщики,  и субъекты финансирования фондов социального обеспечения. Таким образом, противоречивости существующей системы социального обеспечения все больше углубляются, она становится несостоятельной предотвратить усиление социального обездоливания большинства населения, хотя на ее реализацию расходуется больше трети ВВП страны. Эти противоречивости вытекают не только с сути существующей системы социального обеспечения, но и обусловленные совокупностью всех социально-экономических реалий нашего суспільст-1

ва. Воображается, что в пределах действующей системы они не могут быть решены.

Решение отмеченных суперечностей предусматривает наі. самперед расширение и углубление социально-экономической базы, социального поля системы социального обеспечения населения. В ее основе должно лежать перераспределение обязательств с социальной защиты населения и в первую очередь финансовой от*» повідальності за его осуществление между государственными органам»;

працедавцями и работниками. Такое перераспределение углубит социальную базу и расширит социально-экономическое пространство повышения социальной безопасности населения, предоставит возможность значительно ослабить мощный расходный пресс на государственные и местные бюджеты, повысит регулятивну эффективность собственно государственных форм социальной защиты населения и обеспечения социальных гарантий.

Система пенсионного обеспечения и пути ее реформирования